В 2014 году Институт Медицины США (теперь называется Национальной академией медицины) выпустил большой отчет-исследование Dying in America, в котором объявил, что улучшение коммуникации между врачом и умирающим пациентом должно быть национальным приоритетом. Аналогичный отчет, вышедший в Великобритании, подчеркивает, что пациентам, их семьям и близким необходим «честный, чуткий и информативный разговор об умирании, смерти и утрате», и что сделать такой диалог возможным – задача врачей.
И все же обучение врачей коммуникации не отвечает всем нуждам пациентов – даже в развитых странах, где паллиативной помощи уделяется большое внимание. Существующие пособия и сценарии общения помогают врачам сообщать плохие новости и принимать тяжелые решения вместе с больным, но этого недостаточно. Врачам необходимо научиться шире понимать диалог с пациентами – какова роль каждого из участников, как исправлять оплошности в разговоре и, наконец, когда лучше просто помолчать.
«Медиков обычно не учат сидеть и слушать, им некомфортно в такой ситуации, особенно онкологам, – указывает директор программы поведенческих исследований Национального института онкологии США Вэнь-ин Сильвия Чоу. – Они хотят говорить о лечении, рассказывать о разных протоколах и клинических испытаниях».
Сейчас ученые пытаются решить эту проблему, используя искусственный интеллект. Больницы собирают массу данных – уровень заражения инфекциями, количество занятых палат и так далее. Почему не собирать хорошие и плохие диалоги между врачами и больными и не изучать их, чтобы вывести некие законы разговора с умирающими?