REUTERS / Sergei Karpukhin

Книгу «Искусство государственной стратегии. Мобилизация власти и знания во имя всеобщего блага» (дополненное переиздание выходит в Издательстве Института Гайдара) написал Джефф Малган, известный британский стратегический консультант, обладающий впечатляющим списком академических регалий, в прошлом работавший в правительстве Ее Величества. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин в предисловии называет работу Малгана «книгой для вдумчивого чтения с блокнотом», отмечая при этом, что автор «не фокусируется на лайфхаках и отдельных приемах государственного управления, а предлагает методологию, тщательно собранное и систематизированное знание».

Сам Малган убежден, что хороших стратегов отличает не отсутствие просчетов, а способность их трезво анализировать. Ведь «чем неожиданнее реакция окружающего мира на наши действия, тем глубже извлекаемые нами уроки». Стратегические уроки России? Хотя целью книги, вышедшей на Западе больше десяти лет назад, ни в коей мере не являлось препарирование опыта РФ, автор пишет о нем с нескрываемым разочарованием. Рейтинги эффективности правительств, по его мнению, тесно коррелируют с рейтингами коррупции Transparency International, а Россия, где, как отмечает Малган, «личное состояние премьер-министра Путина, по некоторым данным, равняется десяткам миллиардов [долларов]», здесь традиционно среди аутсайдеров.

Это, разумеется, не означает, что в стране не пишутся объемные и прогрессивные по духу программы стратегического развития. Проблема в другом: даже самые проработанные и многообещающие документы недорого стоят, если никто не собирается воплощать то, что в них написано. «Оказавшись в начале 2000-х гг. в Москве, – вспоминает Малган, – я встречался с ведущими политиками и министрами правительства России. На одном из совещаний меня познакомили с весьма впечатляющей (и в высшей степени реформистской) экономической стратегией. Но только ближе к концу мероприятия один из присутствующих сообщил, что эта стратегия уже была официально одобрена лет десять назад, вот только до ее осуществления дело так и не дошло».

Одно из важнейших различий государственных и бизнес-стратегий является время. В бизнесе будущее рассчитывается путем дисконтирования последовательных и точных рыночных показателей. Cтавка дисконтирования устанавливается в зависимости от альтернативной стоимости капитала, определяющей, на сколько подешевеют $100 через пять лет. Исходя из этого и принимаются инвестиционные решения. «Экспоненциальная ставка дисконтирования» открывает возможность использования очень строгого метода принятия решений относительно будущего. К тому же общеизвестно, что в долгосрочном плане стоимость стремится к нулю: с точки зрения актуального состояния рынка актив, который не будет реализован в течение 50 лет, полностью утратит ценность (при ставке дисконтирования 5% нынешние $100 через 50 лет будут стоить всего $7,69).

И наоборот, в государственном секторе имеют место самые разные оценки будущей стоимости, несмотря на то, что министерство финансов, изучая проекты строительства дорог или аэропортов, может пользоваться стандартными ставками дисконтирования. Некоторые теоретики описывают принятие решений государственными органами как «гиперболическое» дисконтирование, когда вначале ставка дисконтирования устойчиво снижается, а затем ее уровень стабилизируется.

С другой стороны, многие государственные решения принимаются, скорее, исходя из соображений ответственного руководства или попечительства, когда приоритет отдается возможности оставить после себя более значительный набор активов, нежели тот, что был получен от предшественников (что как раз и входит в строгое понимание устойчивого развития), а не автоматического выбора в пользу сегодняшнего потребления над потреблением будущим. Как правило, принятие высоких социальных обязательств ведет к снижению и даже полному отказу от использования ставок дисконтирования. Вот почему родители счастливы, оставляя детям большое наследство, а сплоченные сообщества автоматически ограничивают текущее потребление ради будущего.