Мастера храмовой росписи, работавшие в XVII веке в русских церквях, довольно четко представляли себе, как, собственно, будет проходить Страшный суд, и свое знание оставили нам на память. Там ангелы, праведники, Господь, Сатана, грешники, бесы, Смерть. В наше время, правда, поговаривают, Смерть стала походить на чихающего китайца. Что ж, тем больше поводов поговорить про Страшный суд.
Часто фрески, изображающие страшный суд, занимают целую стену собора. И, как правило, когда вы заходите в церковь, страшный суд остается у вас за спиной. Может быть, в этом есть своя глубинная логика – человек видит сначала иконостас, Господа на троне в деисусном чине, все главные события мировой истории, определившие ее смысл, от Рождества и до Воскресения, в чине праздничном. И вот только если он заскучает и начнет глазеть по сторонам, бесы с задней стены ему напомнят, что за это бывает.
А может быть, там просто места больше, и мастерам было, где развернуться.
Самый красивый из Страшных судов, которые мне доводилось видеть, – в Софийском соборе в Вологде. Собор шестнадцатого века, его строил еще грозный царь Иван, прикидывавший, не перенести ли в Вологду столицу. Но, говорят, во время осмотра стройки ему на голову упал кирпич, царь на собор обиделся, и лет сто София стояла без украшений. Но потом показали себя ярославские богомазы. Умели.
Но и в Ростове Великом, в храме Спаса на сенях страшный суд изобразили со всем возможным тщанием. Кстати, там его не заметить не получится. Когда войдете, фреска будет по правую руку. И в Москве есть на что посмотреть. А вот в Троице-Сергиевой Лавре неубедительный он какой-то вышел, не страшный. Монахи богатейшей обители, похоже, решили в свое время сэкономить на художниках, наняли не самых толковых.
Ну, да неважно, много их еще осталось, этих фресок. Давайте попробуем отнестись к ним как к карте неизбежного будущего, что ли, и поразмылсим, как действовать, когда мы там окажемся. Окажемся ведь непременно, этого не избежать.
Идти придется по тулову огромного змея. От хвоста к пасти, пасть в аду. Змей, должно быть, склизкий, и вот тут – как всегда, как обычно, как в России принято, – у москвичей появится преимущество. Мэр Собянин приучил их каждую зиму скакать по скользкой плитке, значит, и здесь, воспользовавшись приобретенными навыками, до ада доберутся москвичи в целости. Без переломов.
В центре композиции собственно суд, Господь с ангелами и праведными прикидывают, есть ли у души шансы на рай. Тут правило одно – молчать, вспомнив о 51-й статье Конституции, до которой Господу, впрочем, дела нет. Судьи все равно все знают. И да, мы, конечно, из России, у нас свои привычки, но не пытайтесь подкупить судей. Не усугубляйте собственного положения.
Можно, хоть и непонятно, зачем это в сложившейся ситуации, завести приятные знакомства: в толпе грешников, ждущих суда, как правило, много влиятельных людей, которых легко опознать по роскошным нарядам. И обязательно присутствуют иностранцы, если вдруг захочется поболтать напоследок о красотах Европы. На них шляпы с перьями, камзолы на западный манер, в общем, сообразите.
В толпе трутся бесы. Иногда они похожи на ангелов, но отличить их легко. Они либо черны, либо выделяются прическами. Взбитые, будто у стиляг, коки напоминают об адском пламени. Не тратьте время на общение с бесами – в одном аду гореть, на это вечность впереди, успеется. И да, коррумпировать их все равно не получится. В аду не обзаведешься своим человечком.
Самая опасная зона – справа от зрителя, и слева от изображенных на фреске. Там сверху падают проклятые ангелы, туда не лезьте. Могут зашибить. Ну или хоть каску строительную в гроб захватите на всякий случай. А внизу – сам Сатана и на коленях у него – Иуда. Место у Сатаны на колеях занято, Иуду не переплюнуть, так что и при жизни лучше не пытайтесь. А то многие увлекаются. Зря, зря.
Да, кстати, как правило в центре композиции есть еще один любопытный персонаж. Полуголый, а то и вовсе голый мужчина, привязанный к столбу. Ангелы взирают на него не без некоторой растерянности. Это герой одного из рассказов старинной книги «Пролог», милостивый блудник. Жил он совсем давно, веке этак в восьмом, в Византии. Имени его не сохранилось, зато место в священной истории и на стенах храмов никто не рискнет отнять.
Жил он, как легко догадаться, несколько легкомысленно. Знал толк в пагубном грехе блуда. Но при этом все деньги, которые попадали к нему в руки, и которые он не успевал спустить на дам известной масти, раздавал нуждающимся. После его смерти богословы спорили о его участи, а один святой человек получил во сне откровение: райского блаженства милостивый блудник не сподобится, но и адских мук избежит. Не худший, кстати, вариант посмертной карьеры. Совсем не худший. Подумайте на досуге.
Часто – и в Ростове тоже – в нижней части фрески изображают ад. И это важный для нас момент. Поле для выводов, полезных уже сейчас. У грешников есть специализация. Ад разбит на сегменты, и в каждом особым образом карают за определенный грех. Поскольку грехов у каждого из нас хоть отбавляй, остается предположить, что место в аду определяется тем из грехов, который увлекал вас в жизни сильнее прочих (что-то похожее и Данте рассказывал, кстати). И вот тут у нас есть шанс – поскольку праведниками прожить все равно уже не получится, посмотреть на печальное свое будущее, и выбрать грех по душе. Страшно везде, но еще и уныло почти везде, а вот у блудников с блудницами, если верить тем, кто расписывал стену Спаса на сенях, – все-таки как-то повеселее. Не без садистического эротизма изобразили они полногрудых дам со связанными руками.
Пыток и казней не избежать, но у блудников с блудницами хотя бы есть, на что посмотреть. А впрочем, никого ни к чему не склоняю. Даже там, где никаких прочих выборов не осталось, человек в выборе греха абсолютно свободен.