Стокгольм, Швеция. 4 апреля 2020 года. Фото: Andres Kudacki / AP / ТАСС

Стокгольм, Швеция. 4 апреля 2020 года. Фото: Andres Kudacki / AP / ТАСС

Для многих в Европе и Америке шведы являются чем-то вроде эталона и примера для подражания. Они уверены: все, что ни делается в Швеции, – это хорошо и правильно. Однако сейчас у многих шведофилов возникли сомнения в правильности такой оценки. Причиной скептицизма стали методы борьбы шведских властей с пандемией коронавируса COVID-19. У многих создается впечатление, что шведы утратили свой знаменитый здравый смысл и делают глупости, о которых скоро придется сильно пожалеть.

С учетом всего лишь 10-миллионного населения (меньше, чем жителей в Москве) эпидемия коронавируса в Швеции протекает не так уж и безоблачно, если сравнивать северное королевство с США, Италией, Испанией и другими странами, но при этом не принимать в расчет разницу в численности населения. По состоянию на 22 чаcа мск 4 апреля в Швеции было 6443 подтвержденных случая заражения, 373 человека скончались (уровень смертности – 5,5%), а 205 выздоровели.

В то время как Европа в едином порыве вводит жесткие ограничения на общественную и экономическую жизнь и закрывает границы, шведы остаются на удивление спокойны и, можно даже сказать, безмятежны.

Одним из наиболее заметных символов нынешней Швеции является Эресуннский мост, мост-тоннель длиной около 16 км между Мальмё и Копенгагеном. Раньше мост пропускал ежедневно в среднем 70 тысяч человек, а сейчас он практически пуст, хотя со шведской стороны открыт.

В Швеции открыт не только Эресуннский мост, но и кинотеатры, тренажерные залы, кафе и рестораны, магазины и многое другое. Продолжают работать и лыжные курорты, куда тысячи шведов собираются поехать с семьями на Пасху.

Премьер-министр Дании Метте Фредериксен предупредила соотечественников ни в коем случае не ездить отдыхать на лыжные курорты в Швецию, потому что в конце марта на горнолыжном курорте Оре произошла вспышка эпидемии коронавируса. Шведские власти показали, что в случае необходимости они могут действовать и решительно: немедленно был остановлен фуникулер и закрыты бары, рестораны и ночные клубы.

Кстати, сотни шведов, вернувшихся с лыжных курортов Италии и Австрии, привезли с собой кроме ярких впечатлений об отдыхе в горах еще и COVID-19.

Конечно, было бы в корне неправильно говорить, что шведы не обращают на коронавирус внимания. На киносеансы нельзя продавать больше 50 билетов, а в кафе и ресторанах обслуживают только за столиками, чтобы избежать толчеи у барной стойки. Школы открыты, но только для учащихся не старше 16 лет, а университеты и колледжи переведены на дистанционное обучение. Жителям Швеции с 27 марта запрещено собираться группами более 50 человек, а до этой даты максимальное число людей равнялось 500.

Власти советуют отказаться от поездок, без которых можно обойтись. Пожилым людям настоятельно рекомендуют сидеть дома и избегать «социальных контактов». Рекомендация распространяется и на работников. Им советуют удаленно работать из дома. Естественно, пропагандируется как можно более частое мытье рук и другие гигиенические меры.

В общем, Швеция сейчас оставляет странное впечатление двойственной реальности: коронавируса как бы и нет, и одновременно он как бы и есть. И днем, и по вечерам на улицах и в парках можно увидеть прохожих и прогуливающихся шведов, хотя их, наверное, и меньше, чем было до эпидемии. То же самое можно сказать и о кафе с ресторанами, тренажерных залах, кинотеатрах. С другой стороны, на улицах и в парках сильно поубавилось пожилых людей. Значительно уменьшилась и численность работников на рабочих местах.