
Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в Москве, 29 марта 2020 года. Фото: Олег Варов / patriarchia.ru
Еще на первых неделях эпидемии, в феврале, когда она уже бушевала в Европе, а в России серьезной угрозой не считалась, в информационном поле возникла тема закрытия церквей по санитарным соображениям.
В Европе большой проблемы с закрытием церкви никто не увидел – во всяком случае, на уровне руководства ведущих конфессий континента санитарные меры светских властей не вызвали никакого протеста. Тем примечательнее, что еще 28 февраля прославившийся рядом весьма радикальных заявлений о.Дмитрий Смирнов, выступая в эфире православного канала «Спас», назвал итальянские власти «безбожными» и призвал прихожан православных церквей Италии к гражданскому неповиновению, саботажу распоряжений власти.
Праздник непослушания
Никаких новостей о том, что в Италии кто-то из православных прихожан последовал совету господина Смирнова, не появилось, но есть все основания полагать, что сказано это было вовсе не для итальянской аудитории, а как предупреждение властям российским – мол, смотрите, так делать нельзя и у нас так не надо. Но время все расставило на свои места. Эпидемия коронавируса пришла в Россию, и властям пришлось сделать то же самое, что сделали европейские правительства: фактически запретить богослужения, причем непосредственно накануне Пасхи и на саму Пасху. Вот только назвать «безбожниками» Владимира Путина, Сергея Собянина и Михаила Мишустина никто из «системных» представителей церкви не посмел.
Нельзя не отметить, что власти попытались представить ситуацию как решение самой церкви – возможно, как раз потому, что руководство страны не захотело оказаться совсем уж «безбожным». Церковь же, напротив, стремилась возложить всю ответственность на светскую власть, потому что после стольких лет призывов ходить в храмы всегда и везде, в горе и в радости, вот так вот взять и сказать, что именно сейчас, во время эпидемии и кризиса в храмы ходить не надо – это, мягко говоря, очевидная непоследовательность.
Но когда рост заболеваемости в Москве стал тревожным, необходимые решения все-таки приняли. На федеральном и московском уровне всякое явное сопротивление карантинным мерам было прекращено после того, как 29 марта патриарх Кирилл прямо призвал свою паству не посещать храмы во время эпидемии и молиться дома.
Есть все основания полагать, что на патриарха и высшее руководство церкви надавили из Кремля. Во всяком случае, еще 24 марта позиция руководства РПЦ была иной: в тот день в епархии было разослано письмо управляющего делами Московской патриархии митрополита Воскресенского Дионисия, в котором говорилось, что вопрос о введении ограничений на посещение храмов будет рассмотрен только тогда, когда российские власти примут аналогичные меры в отношении торговых центров, ресторанов, а также будет остановлен общественный транспорт. Очевидно, что последний пункт читается как отказ закрывать церкви до тех пор, пока в Москве, к примеру, не будет остановлено метро. Однако за пять дней ситуация настолько ухудшилась, что Московской патриархии пришлось отказаться от своих требований – во всяком случае, в столице.
Но в ряде регионов местные церковные власти все-таки пошли на конфликт со светскими администрациями, пытаясь отстоять для церкви особый статус во время эпидемии: одно дело – ослушаться Путина или даже Собянина, и совсем другое дело – какого-то рядового губернатора. Тем более, что ситуация с коронавирусом в разных регионах разная, и многим на местах все еще кажется, что может и пронести.
«Праздником непослушания» стало Вербное воскресенье: появившиеся в соцсетях фотографии заполненных верующими церквей вызвали множество вопросов и негодование и у врачей, и у властей, и у нерелигиозной части населения (иными словами – у большинства жителей страны) – почему нельзя ходить в спортзалы, рестораны и торговые центры, а в церкви – можно? Почему организаторов столь явного нарушения всех норм изоляции и социального дистанциирования не наказывают по всей строгости?
Реакция властей не заставила себя долго ждать: в понедельник санитарные врачи тех регионов, где церковные власти не пожелали добровольно отказаться от массовых мероприятий, издали предписания, фактически запрещающие публичные богослужения.
Я бы вообще поставил их перед выбором: или они доказывают существование своего бога, либо работают на общих основаниях с другими коммерческими организациями. Потому что продавать химеры и нарушать кассовую дисциплину это слишком даже для кафкианской России
Интересно, подпадают или нет призывы святого отца к саботажу и неповиновению властям граждан "других" стран под статьи российского УК ? Как решается данный юридический казус ?
Тоже отметил этот абзац - "...власть в России не испытывает никаких сантиментов или иллюзий по поводу церкви, не считает ее сакральной силой, не ждет от нее никаких чудес, и в конечном итоге, рассматривает ее как вполне обычную организацию, которая должна подчиняться общим для всех приказам и уметь вовремя наступить на горло собственной песне, чтобы не нарваться на неприятности." А что, есть основания полагать, что у российской власти некогда были такие "сантименты или иллюзии" в отношении РПЦ? ИМХО, вот это было бы настоящей новостью.
Не даром бога ввели в конституцию. Когда понадобится, заставят и супермолебен отслужить, и будут гонять людей за оскорбление чувств верующих. РПЦ со времён Петра Первого - структура, непосредственно подчинённая царю (генсеку, президенту).Когда надо, и все колокола можно переплавить на пушки, и церкви ограбить и купить в США заводы под ключ, и патриарха назначить и допустить людей к службам, и отгрохать главный храм с кабаком внутри в центре столицы. Власти используют религиозные организации в России так, как они считают нужным, и народ, по-видимому, это прекрасно понимает на самом деле.
Говорят же, что многие важные люди (а то и САМ) ходили и ходят к каким-то там старцам, духовникам и пр., в храмы, монастыри, кельи и прочие сакральные места. Насколько это может быть основанием что-то там полагать - не знаю, но слухи такие явно распускались, возможно с какой-то целью. И кое-что выглядело вполне правдоподобно, на мой взгляд.
Вообще исторически религия всегда выступала в качестве большого брата над классом военных и бюрократов. В СССР эту роль выполняли политруки. Если ты хочешь показать свою преданность системе - ты должен быть искренним верующим (или наоборот не верующим религиозно, а преданным какой-то идеи спускаемой сверху, кроме преданности конкретным людям) и всячески это показывать. Если путины, патрушевы и все политбюро тайно исповедуют какой-то культ, ты тоже должен не отставать, при этом знает об этом народ или нет - не важно, главное чтобы они (начальники) это как-то знали, до них эта информация доходила. А те, кто смеется над бывшими гонителями, посещающими по тв церковь - тех распознают как не своих и выкидывают. Ты можешь конечно смеяться тихо под подушку, но до начальства должно доходить что у тебя есть духовник и ты ездишь на Афон
Нет, не всегда. Деятельность религиозных организаций контролировал светский орган для того, чтобы они не могли действовать, как самостоятельный политический игрок, власть их активно использовала во внешней политике, и они светскую власть за это откровенно не любили.
Маска прирастает к лицу, со временем человек сам начинает верить в то, в чём убеждает других, а там уже и не разберёшь, что искренне, а что нет. А на старости лет вообще забудешь, с чего всё началось. Но пасхальной войны, кажется, действительно не будет, ну и хорошо :)
причем некоторые примеры показывают, чем больше ты веруешь, тем больше оказывается и воруешь, но это может быть всего лишь совпадением
Это скорее свидетельствует о распространённости суеверий, чем о вере и о преобладающем отношении к религии, как к страховке. Совершил некий обряд - и значит грех отпущен.
это не риторический, а просто вопрос к вам, просто интересно что думаете по этому поводу
чего советская власть добилась - искоренения суеверия, коммунизм как идеология в принципе хорошо с этим справлялся, сейчас идет архаизация, разрушилась вера в рай к 80-му году, а ничего взамен не возникло, общество атеистическое крайне. Как можно их обвинять в суеверии и неискренности веры в христа, если они вообще ни во что не верят?
1/ Я не согласен с тем, что советская власть суеверия искоренила, скорее наоборот, суеверия в ссср были очень распространены по причине отсутствия базового религиозного образования.
2/ Ещё больше я не согласен с тем, что у нас атеистическое (т.е. постхристианское) общество, у нас скорее дохристианское общество, где веру в дух заменяют суеверия, приметы и обряды, для большинства номинальных христиан христианство начинается и заканчивается куличами и крашеными яйцами. Поэтому у большинства людей крестик на шее может очень органично сосуществовать с верой в астрологию, приметы, колдовство и прочий трэш.
Просто Вы, будучи, видимо, несколько религиозным человеком, делаете необоснованные различия между "верой" и "суевериями". В то время как эти слова обозначают одно и то же явление, и разница лишь в эмоциональном отношении того, кто эти слова употребляет.
Ха! Я вообще абсолютно не религиозный и не верующий человек. Просто знаком с догматами христианского вероучения. А разница, как я ее понимаю, в том, что вера - это жить в соответствии некоторыми принципами и стандартами, а суеверия (всех видов, включая замаскированные под христианство) - это убежденность в том, что исполнение определённых обрядов или колдовство поможет в жизни.
Поэтому верующий человек молится типа о спасении, а суеверный человек - о том, чтобы зарплату подняли или экзамен сдать. Или вот человек совершил преступление, потом долго с ментами тёр, чтобы отмазаться (и потратил много денег на это), а его родственники ходили в церковь и молились, чтобы у него получилось.
Поэтому верующий человек молится типа о спасении, а суеверный человек - о том, чтобы зарплату подняли или экзамен сдать. --------------- то есть разница к масштабе просьбы так сказать? Просить можно только миллион долларов, за рупь нельзя.
Вообще без шуток, верующий человек обязан молиться по всем поводам. Нельзя возвышенно молиться о спасении и не помолиться про экзамен, вам ни один священник не скажет, что молитва об экзамене это блажь, иди да учи. Отсюда и килотонны молитв и молебнов на каждый случай, включая между прочим и экзамены, и болезни, и т. д. и т .п, а сами по себе угрозы банального бытового неблагополучия - мощный стимул в руках церкви, от которого она никогда не откажется.
Бог, которому не интересна твоя зарплата, твой экзамен и твоя жизнь сейчас, уж точно плевать хотел на твою тушку после смерти, или что там останется.
Поэтому совершенно согласна с высказыванием выше о том, что вера и суеверия - это одно и то же.
Есть ещё разница между верой и религией, но в целом согласен.
Очень интересно. То есть верующий человек пытается с помощью выдуманных средств решить выдуманные проблемы, а суеверный - настоящие, я правильно понял? За подозрение в религиозности простите пожалуйста, я не со зла.
Смешная формулировка, но я бы все-таки сказал, что верующий человек пытается спасти свою бессмертную душу, а для этого - в числе прочего - ведёт себя этично ))))
"Спасти бессмертную душу" - это частный случай веры. Другие верующие могут пытаться остановить колесо сансары, или построить коммунизм. Вообще, большое спасибо за объяснение, оно мне кажется весьма точным
я согласен на низовом уровне, но я имел ввиду правящую верхушку, которая якобы управляет обществом
я не верю, что путин и ко условные суеверны и верят в куличи и обряды, астрологию и приметы
Ещё как верят во всякую сверхъестественную фигню. Не в старцев, так в гуру и в духовные практики.
про духовные практики - например хатха-йога - это и есть сверхъестественная фигня, или что-то пострашнее вы имеете ввиду? это еще в пределах нормального все
но если это так - это же конец
главная его примета
и сейчас с православием суеверия больше, чем было в СССР с коммунизмом
народное православие вообще близко к суеверию, реформации не было
-
поэтому не дохристианское а дореформатское
-
суеверие это вообще убежденность, что своими действиями в реальном мире ты можешь воздействовать на сверхъестественные силы какие-то и тем самым повлиять на реальность через них а не напрямую, а вера исключает такое представление, поэтому я и назвал "атеистическим"
Со всем соглашусь ))
Обрядность - обрядностью, но в отношении РПЦ как административной составляющей общей вертикали вряд ли у каких "важных людей" были сантименты. Не тот это народ, чтоб иллюзиями жить. Вот например когда наши бандюки или тамошние мафиози на церкви жертвуют и посещают всякие "сакральные места", думаю там тоже особых иллюзий не имеется - скорее обряд как часть общего имиджа плюс иногда и деловые контакты с предствителями влиятельной структуры.
Не стоит преувеличивать интеллектуальный уровень бандитов.
Если кому интересно, Екатеринбургский митрополит сдался http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/news/2020/04/15/23120/
И Алтушкин с Козициным не помогли))
На Пасху и Рождество церковные деятели делают основную кассу, в виде продаж свечей и пр., сбора пожертвований. Они не хило вложились перед праздниками, просто не хотят финансовые потери нести. Никто не мешал молиться дома, или сделать он лайн службы.
А второй момент, почти все священики в вирусах ничего не смыслят, и могут уже не помнить, что вера в бога, здания, молитвы и церковная утварь от вирусов не спасает, чума это доказала еще в 14 веке.
Ещё в 6 веке, вообще-то.
Вопрос именно о взаимодействии церкви и вирусов, чума упомянута еще в Библии. Первые бациллы чумы могли появится в 3 т. до н.э.
Да, посмотрите о массовых молебнах в Риме в 6 веке во время Юстиниановой чумы.
"...власть в России не испытывает никаких сантиментов или иллюзий по поводу церкви, не считает ее сакральной силой, не ждет от нее никаких чудес, и в конечном итоге, рассматривает ее как вполне обычную организацию, которая должна подчиняться общим для всех приказам и уметь вовремя наступить на горло собственной песне, чтобы не нарваться на неприятности."
То что как организацию, которая должна подчиняться приказам - правда, пусть не приказам, а ценным указаниям, но они как раз считают ее именно сакральной и даже мистической силой, и можно сказать ждут от нее чудес. Просто именно сейчас в ее услугах не нуждаются в конкретно этой ситуации
--
Дядьки в погонах на самом верхнем уровне (думаю, такое только в Совбезе могли придумать, остальным на эти проблемы времени нету, а там ведь надо чем-то себя занимать время тратить) вполне серьезно и искренне решили, что на Россию влияют извне злонамеренно, особенно после 2011 такая точка зрения востребована стала скорей всего(по аналогии как они сами православную церковь всегда юзали), и вообще для нее (России) угроза - размывание духовных скреп и ценностей, и начали законы вводить про оскорбление чувств верующих, чем отвращение и антиклерикализм вызвали (и "антигбизм", видимо) у части общества, особенно когда за покемонов начали карать и Pussy Riot
--
Просто сейчас отчетливо всплыло на поверхность, что эта сакральная и мистическая сила - не всегда может быть полезна, а иногда на нее просто времени нет у конкретных людей, может там уже стариков проблемы со здоровьем беспокоят и просто банально забыли про эти мелкие проблемы - про влияния извне, сакральную силу церкви как инструмент и все эти подъемные в свое время идеи. Лучше лишний раз сейчас за покемонов не гонять