Вопрос этот во многом похож на классический безответный «давно ли вы перестали пить коньяк по утрам?». И для начала нам надо разделить сразу несколько показателей, далеко не всегда связанных между собой. Точнее говоря, связаны они в статье Ивана Любимова, которую я постараюсь немного прокомментировать. Впрочем, эта статья – только хороший повод для дискуссии. Итак, о каких показателях идет речь? Перечислим их:
- уровень демократии в стране (хороших измерителей нет);
- уровень образования в стране (международный тест PISA, впервые проведен в 2000 году);
- уровень здравоохранения (хороших измерителей нет, кроме разве что динамики продолжительности жизни);
- уровень вузовского образования (хороших показателей нет);
- уровень неравенства (неплохо измеряется экономическими показателями, вроде коэффициента Джини).
Итак, попробуем разобрать каждый из показателей.
Уровень демократии
Согласно индексу демократии от Economist Intelligence Unit, который, увы, подсчитывается только с 2006 года, Соединенные Штаты сейчас относятся к странам с несовершенной демократией. Является ли это плохим показателем? И да, и нет. К этой же группе относятся Бельгия, Япония и Южная Корея, почти на всем протяжении 2010-х в эту же группу входила и Франция, выйдя только в 2019 году. Да, если сравнивать 2008 год с 2019-м, Соединенные Штаты ухудшили свое положение в этом рейтинге, переместившись из группы Full democracies в группу Flawed democracies. Справедливости ради, отметим, что граница в 8 баллов по 10-балльной шкале, разделяющая эти группы, проведена весьма условно.