На открытии Олимпийских игр в Париже показали живую картину, которая, по мнению некоторых христиан, в кощунственном виде пародировала «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. Скандал был столь заметным, что организаторы Игр сочли нужным извиниться, а комментаторы объясняют, что карнавальная стихия — по определению шутовская, а значит, неизбежно для кого-то обидная, — встроена в сами основы французской культуры. Впрочем, подобные объяснения, как правило, лишь подливают бензин в костер обиды. Предлагаем взглянуть на проблему «оскорбленных чувств» в более широком контексте.
Американский политический философ и журналист Джонатан Рауш написал книгу «Добрые инквизиторы: власть против свободы слова» в далеком 1993 году, но ее долгожданный русский перевод (издательство Corpus) появляется [летом 2020] как нельзя более вовремя.
Дело в том, что эта книга не только (и не столько) о давлении авторитарного государства на свободную прессу. По мнению автора, не менее опасна противоположная крайность — социальная философия, согласно которой все члены общества (и прежде всего наименее защищенные меньшинства) должны быть по возможности ограждены от любых болезненных ситуаций.
Сегодня эту идеологию часто называют «новой этикой» (в начале 1990-х этот термин еще не был распространен), а в понятие «болезненной ситуации» включено чувство обиды, абсолютизированное в качестве неотъемлемого личного права, с которым общество обязано считаться. Джонатан Рауш следующим образом формулирует свою позицию:
Правильный принцип (и единственный, согласующийся с либеральной идеей) звучит так: «Нельзя причинять боль просто ради того, чтобы причинить боль». А неправильный, которым тем не менее все сильнее вытесняется правильный, формулируется так: «Нельзя допускать, чтобы кому-то причинили боль».
В главе «Угроза человеколюбия», отрывок из которой мы публикуем с любезного разрешения издательства, автор обсуждает эту проблему на примере академической науки. Однако сегодня мы видим, что «неправильный принцип», о котором книга предупреждала три десятка лет назад, торжествует и в других социальных сферах.