Американский политический философ и журналист Джонатан Рауш написал книгу «Добрые инквизиторы: власть против свободы слова» в далеком 1993 году, но ее долгожданный русский перевод (издательство Corpus) появляется как нельзя более вовремя.

Дело в том, что эта книга не только (и не столько) о давлении авторитарного государства на свободную прессу. По мнению автора, не менее опасна противоположная крайность – социальная философия, согласно которой все члены общества (и прежде всего наименее защищенные меньшинства) должны быть по возможности ограждены от любых болезненных ситуаций.

Сегодня эту идеологию часто называют «новой этикой» (в начале 1990-х этот термин еще не был распространен), а в понятие «болезненной ситуации» включено чувство обиды, абсолютизированное в качестве неотъемлемого личного права, с которым общество обязано считаться. Джонатан Рауш следующим образом формулирует свою позицию:

Правильный принцип (и единственный, согласующийся с либеральной идеей) звучит так: «Нельзя причинять боль просто ради того, чтобы причинить боль». А неправильный, которым тем не менее все сильнее вытесняется правильный, формулируется так: «Нельзя допускать, чтобы кому-то причинили боль».

В главе «Угроза человеколюбия», отрывок из которой мы публикуем с любезного разрешения издательства, автор обсуждает эту проблему на примере академической науки. Однако сегодня мы видим, что «неправильный принцип», о котором книга предупреждала три десятка лет назад, торжествует и в других социальных сферах.