Индустрия: "Завод Форда в Дирборне", картиная Чарльза Шилера, 1927

Индустрия: "Завод Форда в Дирборне", картиная Чарльза Шилера, 1927

Фото: daryl_mitchell / flickr (Creative Commons)

У каждого большого общественного движения обязательно есть основополагающая книга-манифест, в которой сформулированы основные ценности новой идеологии. Скажем, для современного феминизма такой книгой стал «Второй пол» Симоны де Бовуар (1949), а библией информационной эпохи и «сетевой свободы» можно считать «Хакерскую этику» Пекки Химанена (2001).

К числу подобных манифестов, без сомнения, относится книга Мартина Браунгарта и Уильяма Макдонаха «От колыбели до колыбели. Меняем подход к тому, как мы создаем вещи». Программный документ экологического индустриального дизайна, опубликованный по-английски еще в 2002 году, наконец добрался до русского читателя: на днях книга выходит в рамках совместной программы издательства Ad Marginem и Музея современного искусства «Гараж».

Авторы книги, немецкий химик и американский архитектор и дизайнер, собственно, и сформулировали в свое время концепцию «От колыбели до колыбели» (Cradle to Cradle), противопоставив ее традиционному линейному пути «От колыбели до могилы», по которому неизбежно проходит любой материальный предмет, созданный человеком. Судьба вещей – будь то шедевр роскоши или скромный предмет быта – всегда одна: от радостного явления покупателю во всем блеске своей новизны до бесславной кончины в пучинах какой-нибудь бездонной свалки.

Беда в том, пишут Браунгарт и Макдонах, что паттерн «от колыбели до могилы» сложился во времена промышленной революции, когда природные ресурсы казались неисчерпаемыми, а прочность природы – непоколебимой. Сегодня мы знаем, что это не так: подобный подход буквально уничтожает нашу Землю.

Конечно, защитники природы еще задолго до 2002 года предложили принцип reduce, reuse, recycle («сокращай [количество исходного сырья], используй повторно, перерабатывай»), но на пути «от колыбели до могилы», говорят авторы книги, этот принцип не работает: до 90% материалов, вложенных в производство, все равно безвозвратно теряются – то есть вносят свой вклад в глобальную экологическую катастрофу.

Гораздо более эффективный путь – построить промышленные процессы по образу и подобию природных циклов: ведь природа умеет поглощать собственные отходы практически со 100-процентной эффективностью. Конечно, это потребует новых решений в области производства и промышленного дизайна. Именно об этом рассказывает глава «Технический метаболизм», которую мы публикуем с любезного разрешения издательства.

Дисклеймер: журнал бесплатно получает электронные версии книг от издателей для рецензирования и публикации фрагментов, однако это обстоятельство не влияет на наши оценки. Журнал не вступает в коммерческие отношения с издательствами и другими игроками книжного рынка.