Excommunicated Spinoza, 1907 painting by Samuel Hirszenberg / Wikimedia Commons

Excommunicated Spinoza, 1907 painting by Samuel Hirszenberg / Wikimedia Commons

Карл и Клара познакомились два месяца назад и с тех пор общаются все больше. Кларе очень нравится проводить время вместе, но Карла что-то не устраивает. Он признается Кларе в любви. Та не разделяет его чувств. «Почему нельзя просто общаться как раньше? – спрашивает она. – Нам же было хорошо». Но Карл убежден, что его обманули, ведь эти отношения несомненно к чему-то вели, ведь не просто же так Клара звонила ему и приглашала его в гости. «Почему они обязательно должны были к чему-то вести? Мне нравилось общаться с тобой именно так, как мы общались. Я делала то, что хотела, и ничего не имела в виду. Я думала, тебе тоже все нравится, ты выглядел воодушевленным. Но если это не так, если моя компания тебя не устраивает, то, к сожалению, общаться мы больше не сможем». Карл чувствует, что в этих словах есть смысл, но не может с ними согласиться. Что мешает ему?

Философы Нового времени проводили различие между первичными и вторичными качествами вещей. Первичные качества выражают отношения между самими вещами, вторичные качества выражают отношения вещей к чувственному восприятию. Скажем, масса, объем, длина, скорость – это первичные качества, а цвет, запах, текстура – вторичные. Зная первичные качества вещей, можно установить их причинно-следственные отношения совершенно точно, например, из массы двух тел и расстояния между ними можно вычислить силу их гравитационного взаимодействия. Иначе дело обстоит с такими качествами, как вкус или запах. По ошибке распив дорогое вино, предназначавшееся для римского папы, герои сериала Black Books подменяют его более дешевым в надежде, что разница не столь значительна. К сожалению, когда полагаешься на идеи вторичных качеств, ошибки почти неминуемы, и в конце серии мы узнаем, что от недостаточно хорошего вина папа скончался. Причинно-следственные связи между предметами не вытекают из их вторичных качеств, поскольку через вторичные качества предметы относятся не друг к другу, но к вашему восприятию. Если говорить на языке Спинозы, идеи о вещах, которые вы получаете, когда их воспринимаете, неадекватны; признаки вещей смешаны в этих идеях с вашим собственным текущим состоянием.