Félix Parra - Galileo Demonstrating the New Astronomical Theories at the University of Padua / Wikimedia Commons

Félix Parra - Galileo Demonstrating the New Astronomical Theories at the University of Padua / Wikimedia Commons

В 1934 году русский поэт Николай Макарович Олейников написал стихотворение о таракане, ожидающем вивисекторов. Там есть строки о той принудительности, которой обладает для нас научная картина мира:

Таракан к стеклу прижался

И глядит едва дыша…

Он бы смерти не боялся,

Если б знал, что есть душа.

Но наука доказала,

Что душа не существует,

Что печенка, кости, сало –

Вот что душу образует.

Есть всего лишь сочлененья,

А потом соединенья.

Против выводов науки

Невозможно устоять.

Таракан, сжимая руки,

Приготовился страдать.

В том же году немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859–1938) начинает работу над рукописью, озаглавленной «Ниспровержение коперниканского учения в обычной мировоззренческой интерпретации. Перво-ковчег Земля не движется. Основополагающие исследования для построения трансцендентальной теории природы, пространства, телесности». Эта неоконченная рукопись завершается провокативным риторическим вопросом: «Можем ли мы вместе с Галилеем сказать: e pur si muove? а не противоположное: она неподвижна?» Хочется воскликнуть: конечно же, мы можем и должны согласиться с Галилеем! Даже ожидающий казни таракан не ропщет против науки, он знает, что не может роптать против ее незыблемых, раз и навсегда установленных истин, – как же может гуманитарий-философ пытаться опровергнуть выводы «настоящей науки», а именно физики? Не свидетельствует ли эта курьезная рукопись о том, что к 1930-м годам старик Гуссерль попросту выжил из ума, – или даже о том, что его философское детище – феноменология – представляет собой лженауку, не имеющую права претендовать на достижение истины? Разве научная картина не является истиной в последней инстанции, бунт против которой просто-напросто смешон? Однако не стоит торопиться и заносить Гуссерля в один список со сторонниками теории плоской земли, исследователями торсионных полей и последователями «новой хронологии». За парадоксальными гуссерлевскими формулировками кроется серьезная философская проблема – проблема соотношения философского вопрошания и научной картины мира.