Джозеф Байден и Владимир Путин, 2011 год. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Джозеф Байден и Владимир Путин, 2011 год. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Новым, 46-м президентом США, как и прогнозировалось, стал демократ Джозеф Робинетт Байден, одержавший уверенную победу (и по голосам выборщиков и по общему числу проголосовавших избирателей) над действующим президентом США республиканцем Дональдом Трампом, что в истории США после Второй мировой войны происходит лишь в четвертый раз.

В Америке скучно не будет

В то же время внутриполитические позиции Байдена, вероятно, будут серьезно ослаблены неудачными для демократов выборами в Конгресс. В Палате представителей они фактически потерпели поражение – вместо расширения нынешнего большинства (233) на 10–15 мандатов они потеряли 10 имеющихся и пока не отобрали у республиканцев ни одного (в ряде округов еще ведется подсчет голосов). Неудивительно, что спикер Нэнси Пелоси и ее окружение уже подвергаются жесткой критике со стороны конгрессменов-центристов, и сохранение за ней этого поста под вопросом.

В Сенате демократам не удалось получить большинство, без которого вероятен паралич законодательной власти и блокирование повестки нового президента. Вопрос о контроле над Сенатом решится 5 января 2021 года, когда пройдет второй тур выборов обоих сенаторов в штате Джорджия. Если демократы выиграют обе кампании, соотношение сил в Сенате будет 50 на 50, что означает контроль демократов, поскольку решающий 51 голос будет у вице-президента Камалы Хэррис. Но пока более вероятен расклад 51 на 49 в пользу республиканцев. В таком случае Байден станет первым за последние 30 лет президентом США, у которого в начале первого срока не будет своего большинства в обеих палатах Конгресса, что сильно ограничит его возможности продвигать свою повестку, в том числе и по внешней политике – республиканцы в сенате будут утверждать все ключевые назначения. Демократы прекрасно помнят, что свои главные реформы (например, Obamacare) президент Обама смог провести только в первые два года первого срока (2009–2010), когда у демократов был контроль над обеими палатами, а дальше все блокировалось республиканцами.

Немаловажно и то, что, хотя избиратели отвергли лично Трампа с его эксцентричными и опасными замашками Twitter-диктатора, они поддержали его националистическую, меркантилистскую политику. Сокрушительной победы над «трампизмом» не произошло, республиканцы как партия провели на этих выборах масштабный ребрендинг, сильно расширив поддержку среди меньшинств и белых американцев с высшим образованием. У «трампизма» после Трампа однозначно есть будущее в виде широкой мультирасовой консервативной коалиции рабочего класса, которая может вернуть республиканцам контроль над обеими палатами Конгресса на промежуточных выборах 2022 года (как правило, они проходят неудачно для партии, контролирующей Белый дом). Да и сам Трамп, пользующийся огромной поддержкой в Республиканской партии, никуда из политики не уйдет, оставаясь мощной силой сопротивления повестке Байдена и влияния на перспективы кандидатов-республиканцев, хотя и маловероятно, что он будет баллотироваться вновь на президентских выборах в 2024 году (у него сохраняется такое право еще на один президентский срок и прецедент в истории США был). Вероятно, Трамп возглавит какой-нибудь новый телеканал своего имени (переговоры ведутся), но также вероятно, что ему будут предъявлены уголовные обвинения (прокуратура штата Нью-Йорк ведет расследование сразу по нескольким эпизодам, включая неуплату налогов) и его ждет личное финансовое банкротство (Трамп должен в ближайшие два года выплатить $400 млн, которых у него сейчас нет). В общем, скучно в Америке в ближайшее время не будет.