В конце ноября издательство «Альпина нон-фикшн» выпускает книгу молекулярного биолога Ирины Якутенко «Вирус, который сломал планету: Почему SARS-CoV-2 такой особенный и что нам с ним делать». По мнению редакции журнала «Будущее» на платформе Republic, пока что это лучшая работа про коронавирусную пандемию, написанная по горячим следам и исчерпывающе отвечающая почти на все вопросы про SARS-CoV-2 («Почему он убивает одних и бессимптомно проходит у других?», «Безопасна ли вакцина и когда будет найдено лекарство?», «Как мы лечим COVID-19?» и так далее). Пандемия еще не подошла к концу, но изложенные в тексте фундаментальные основы, подкрепленные научными исследованиями, уже вряд ли изменятся: это — каркас, на который читатель сможет нанизывать новые знания.

С любезного разрешения издательства публикуем почти детективный фрагмент о том, как вирус изменил практику публикации научных результатов, и как этим воспользовались жулики от науки.

Вирус жульничества

Пандемия COVID-19, стремительно распространившаяся по планете, изменила не только повседневную жизнь. Вирусу удалось то, чего годами не могли добиться энтузиасты, доказывавшие, что нынешняя практика публикации научных результатов, когда от подачи текста в журнал до выхода статьи могут проходить месяцы и годы, устарела и сильно тормозит развитие исследований. Лекарство и/или вакцину от коронавирусной инфекции нужно получить как можно быстрее, поэтому ученые начали выкладывать свои результаты на серверы препринтов сразу, как только оформляли их в виде текста. А непреклонные до этого журналы не только согласились потерять право первой ночи и публиковать такие статьи, но еще и открыли к работам по коронавирусу бесплатный доступ.

Новая практика (хотя новая она только для биологов: физики и математики давным-давно поступают со своими результатами именно так) невероятно ускорила и без того стремительное накопление результатов по изучению SARS-CoV-2. К началу лета в архивы препринтов было выложено более 3000 публикаций — учитывая, что мир официально узнал о вирусе 31 декабря 2019 года, это больше 500 статей в месяц. Очевидный побочный эффект такого ускорения — огромный процент некачественных или сомнительных статей. И хотя репозитории препринтов и журналы пытаются по возможности отсеивать подозрительные тексты, из-за нехватки ресурсов и чрезвычайно сжатых сроков периодически в них появляются, мягко говоря, некорректные работы. Особенно учитывая, что жулики, которые всегда толкутся возле науки, отлично понимают, что сейчас шансы пролезть и получить какой-нибудь бонус особенно велики. От их неуемной активности не всегда могут уберечься даже такие гранды, как The Lancet или The New England Journal of Medicine (NEJM). В мае оба журнала и сразу несколько исследовательских коллективов оказались втянуты в весьма неприятную историю, которая к тому же имела последствия планетарного масштаба — в буквальном смысле.