Пресс-служба Эрмитажа
Отметить «Год Рафаэля», провозглашенный к 500-летию со дня смерти художника, заранее готовились все мировые художественные музеи. И отметили, не взирая на коронавирусные сложности. Первой стала многострадальная римская выставка в Квиринальском дворце, открытом и тут же закрытом в марте, чтобы пустить зрителей только в июне. Затем последовали экспозиции в Урбино, Милане, Лондоне, Париже, Вашингтоне. Эрмитаж, где точная копия ватиканских лоджий была запрограммирована при постройке и который на одном только этом основании может считаться домом для великого художника наравне с итальянскими музеями, поступил изящно и смело.
Чистая линия
Проект «Линия Рафаэля» – о продолженной судьбе художника, чье искусство, «чистейшей прелести чистейший образец», по словам Пушкина, породило долгое и сильное эхо. Таких умных, сложных, тонких выставок в Эрмитаже не было много лет – в этом признаются все, уже успевшие побывать в Зимнем дворце. Вспомнить можно разве что «Роберт Мэпплторп и классическая традиция» в 2004 году, где взятый Аркадием Ипполитовым художественный материал решительно осовременивал классику.
Кураторы «Линии Рафаэля» Зоя Купцова и Василий Успенский из Отдела западноевропейского искусства, вынашивавшие идею выставки последние три года, опирались на хрестоматийный для современного искусствознания иконологический метод Аби Варбурга, исследовавшего изобразительные мотивы путем сопоставления множества источников. В результате получился подлинно эрмитажный проект, очень внутренний и во многом интимный, рассчитывающий на понимание и доверие зрителя, приходящего в музейные залы много лет, способного припомнить развеску и состояние произведений, чтобы удивиться и обрадоваться их новому качеству, возникающему от перемены мест и после работы реставраторов. В Эрмитаже проходит большая программа реставрации, и ежегодно картины демонстрируются обновленными – только среди итальянского искусства это «Обращение Савла» Веронезе, «Лютнист» Караваджо, «Флора» леонардовского ученика Мельци. Уже пять лет в мастерской реставрации монументальной живописи идет работа над фресками, ставшими отправной точкой для нынешней выставки.