Наряду с привлекающей много внимания конституционной реформой, суть которой за исключением знаменитой «бабушкиной» поправки мало понятна даже специалистам, в стране полным ходом идет масштабная управленческая реформа, а то и две. Одну реформу проводит премьер Михаил Мишустин, а другую – бывший премьер, а сейчас первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко (это долгая самостоятельная история с конкурсами и «кузницами кадров», губернаторами, Госсоветом, центрами управления регионом. О ней как-нибудь в следующий раз, сегодня же история более «срочная»).
Реформа административно-бюрократического аппарата по Мишустину, активно стартовавшая в ноябре, идет по нескольким направлениям. Это приведение к единому стандарту штата и организационной структуры министерств и ведомств с попутными сокращениями на уровне замминистра; сокращение штатов правительственных структур в Москве и регионах (главным образом за счет вакансий); реструктуризация центрального аппарата правительства с созданием там своего рода микроминистерств в виде профильных департаментов, повторяющих структуру министерств (соответственно, роль премьера и составляющих костяк его команды вице-премьеров резко возрастает); радикальное реформирование институтов развития. Все это предполагается завершить в самое ближайшее время – до 1 апреля 2021 года, а в мае Мишустин ждет доклада о том, как это все работает.
Посмотрим, какой дивный новый административный мир нас ждет в ближайшем будущем.
Реформа госаппарата
О реформе госаппарата Михаил Мишустин объявил в ноябре 2020 года. Она предполагает приведение к единому стандарту штата и организационной структуры министерств и ведомств, сокращение центральных аппаратов на 5%, а территориальных органов на 10% – в целом более 32 тысяч единиц – в основном за счет имеющихся вакансий при сохранении фонда оплаты труда. Если сокращение штатов происходит главным образом на бумаге, поскольку сейчас почти 20% должностей в министерствах и ведомствах вакантны, то сокращения начальников – вплоть до заместителей министра и глав департаментов – вполне реальны.
В декабре специальным постановлением установлено количество заместителей руководителей федеральных органов и число департаментов ведомств. В центральных аппаратах сокращается 741 штатная единица, в том числе 36 заместителей руководителей, а также 74 структурных подразделения.
У министра финансов вместо прежних 12 теперь 10 замов, в том числе один первый замминистра и один статс-секретарь. Число департаментов, которые могут быть в центральном аппарате Минфина, увеличено с 28 до 30. Министру экономического развития разрешено иметь не 15, как сейчас, а 11 замов, а в структуре центрального аппарата разрешено иметь до 37 департаментов. 10 замов теперь и у министра промышленности и торговли. Число замминистра сокращается и в ряде других министерств, под сокращение попали 37 заместителей руководителей федеральных органов власти.
Три замминистра с начала года покинули Минфин, включая отвечавшую за бюджет «незаменимую» Татьяну Нестеренко (была первым замом с 2012 года).
Безусловно, некое здравое зерно в очередной реформе госаппарата имеется. Она слегка встряхнет бюрократическую систему, позволит новой команде управленцев провести что-то вроде ревизии, укрепить свои позиции, может, даже избавиться от части балласта. Было бы наивно, однако, предполагать, что это как-то серьезно скажется на общей эффективности управления.