
Фото: Фотобанк Moscow-Live / flickr.com
Переход на обязательную маркировку лекарств при помощи национальной системы «Честный знак» в России готовили с 2017 года, но запустили полноценно только в 2019-м. А в пандемию приостановили из-за множества проблем, получившихся на фоне не до конца отработанного механизма и ажиотажа в аптеках. В феврале 2021-го идея получила второе рождение, и сегодня 90% российских аптек уже работают по новой схеме. Вот только далеко не все недочеты системы маркировки решены. Разбираемся, зачем ее разрабатывали, так ли она эффективна и какие у нее шансы стабильно работать и приносить пользу.
Как все начиналось и зачем
В феврале 2017 года стартовал эксперимент по маркировке лекарственных препаратов в России: как официально было указано – чтобы защититься от контрафакта. Идею запустили сначала в шести регионах и для 60 лекарств, в основном дорогостоящих, для программы «7 нозологий». Упаковки должны были отмечаться двухмерным кодом DataMatrix (его отсутствие говорит о том, что препарат или контрафактный, или некачественный). Ориентировочная стоимость нанесения кода – 1–1,5 рубля для каждой упаковки: это цена закупки специального оборудования для производителя и аптек (ожидалось, что именно на столько подорожают лекарства). По мнению Росздравнадзора, маркировка должна была упростить логистику и защитить бизнес от потерь из-за контрафактных препаратов. Предполагалось, что за год система охватит 6 млрд упаковок. Эксперимент оказался успешным, в 2018 году его продлили на 2019-й, а в постановлении указали, что с 2020 года маркировка станет обязательной.
Действительно ли это было нужно для борьбы с контрафактом, неясно. Но по оценкам Росздравнадзора в ходе обсуждения результатов эксперимента в 2020 году, за 2018-й удалось выявить 7 млн недоброкачественных препаратов (и уничтожить их), а за 2019-й – уже 8 млн. В 2017 году удалось еще обнаружить преступлений на 100 млн рублей, и часть из них была совершена в рамках госзакупок (эти данные тоже от Росздравнадзора). К апрелю 2018 года объем выявленных нарушений увеличился до 500 млн рублей. В конце 2019-го стало известно, что маркировка в 2,5 раза снизила нелегальный оборот лекарств.
Впрочем, эксперты не торопятся говорить о победе над контрафактом:
Боюсь, что всё это не даст ничего, кроме роста цен и доходов тех, кто будет контролировать прохождение лекарств. Как-то легко у нас в стране наращивают транзакционные издержки. Рост контроля - рост бюрократии - рост издержек - рост цен. Вот такой рост нас ждет в России при общем снижении доходов населения и нулевом или крайне низком росте экономики.
Для печати нового типа кода требуется более дорогостоящий картон, а сами операции на заводах по введению кода в оборот замедлились на 10-15%. Препараты в диапазоне 100-200 рублей выросли на 12% в цене.
Какая-то благостная статья.. начнём с того, что сейчас фармацевтам нужно сканировать 2 (!!) разных кода, вместо одного ( EAN code) - это усложняет операцию и делает ее более трудоемкой. Всего на пути движения препарата от производителя до полки аптеки препарат сканируется 11 раз. Осенью дистрибьюторы отказывались принимать лекарства с маркировкой, просто потому что система «Честный знак” висела и не работала сутками. Цена на немаркированный препарат поднялась на 15-20. То есть операции с немаркированными лекарствами стали более простыми, но спрос поднялся по сравнению с маркированными.
Да что там лекарства - они пиво собрались маркировать!