28 августа в Багдаде состоялось примечательное мероприятие под названием «Конференция в целях сотрудничества и партнерства». В сущности, это был весьма представительный региональный саммит. В нем участвовали Ирак, Египет, Катар и Иордания на уровне глав государств, а также Иран, Турция, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и другие страны на уровне министров иностранных дел. Присутствие Запада обеспечил одинокий президент Франции Эмманюэль Макрон.
Надо сказать, что состав высокого собрания заслуживает по меньшей мере удивления. За одним столом оказались министры иностранных дел Ирана и Саудовской Аравии — страны не имеют дипломатических отношений и придерживаются противоположных позиций по всем международным вопросам, от судоходства в Персидском заливе до конфликтов в Сирии и Йемене. Министр иностранных дел Турции Чавушоглу приветствовал президента Египта ас-Сиси, злейшего врага «братьев-мусульман», которые близки правящей партии Турции и лично президенту Эрдогану. Эмир Катара Тамим бин Хамад беседовал с представителями Саудовской Аравии, ОАЭ и Египта, которые еще недавно разрывали с ним все отношения и даже вводили блокаду Катара. Странно, что в этом зале не возлег еще и волк с ягненком, настолько силен был примирительный импульс конференции.
Нет секрета в том, что заставило участников отложить на время в сторону претензии и противоречия и устроить совещание в Багдаде. События в Афганистане могут оказать существенное влияние на положение дел в регионе. При этом не столько сам факт прихода талибов* к власти в Кабуле беспокоит Анкару, Тегеран, Эр-Рияд или Каир. Как известно, политическое представительство «Талибана» находилось в последние годы в Дохе, где с ним и вела переговоры администрация Дональда Трампа. Правящие режимы в странах региона, от монархических до формально демократических, привыкли управлять весьма жесткими методами. Правозащитные организации Запада осыпают их градом упреков, и вряд ли порядки, которые установит грядущий Исламский Эмират Афганистана, произведут на лидеров Турции или Ирана сильное впечатление. Тем не менее они отдают себе отчет в том, что победа «Талибана» угрожает общей дестабилизацией как в их государствах, так и по периметру границ.
Во-первых, речь идет о возможной активизации ИГИЛ* и «Аль-Каиды»* как в самом Афганистане (где талибы не смогут или не захотят этому препятствовать), так и за его пределами. Идея всемирного халифата, питающая радикальный ислам, отвергает национальные правительства мусульманских стран. Во-вторых, хозяин конференции премьер-министр Ирака Мустафа аль-Казими понимает шаткость своего правительства и не горит желанием повторить судьбу беглого президента Ашрафа Гани. В-третьих, бесславный уход США из Афганистана и объявленный вывод американских войск из Ирака (точная дата пока не известна) побуждают соседние страны задуматься о новой конфигурации безопасности, даже если они не испытывают симпатий друг к другу. В регионе есть длящиеся конфликты (Сирия, Йемен) и производные от них проблемы (беженцы, теракты, радикализация молодежи и т.д.). Никто не заинтересован в том, чтобы Ирак пополнил этот список.
Почему Макрон
Может возникнуть вопрос: как Макрон попал в эту компанию, и что он там делал?