В войне с алкоголизмом открылся второй фронт. Вслед за Госдумой, куда внесли очередной «антипивной» закон, к кампании подключилась Общественная палата. Там вспомнили сразу все, что когда-либо предлагалось для победы над «зеленым змием». Поэтому план наступления на план вовсе не похож и вряд ли окажется успешным. Авторы нового доклада Общественной палаты (ОП) «Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации» и вовсе считают это самое злоупотребление основным фактором социального и демографического кризиса в России. Правда, рецепты, приведенные в докладе, отнюдь не новы: повышение цен на алкоголь, снижение его доступности, борьба с суррогатами, государственная монополия на реализацию крепкого алкоголя и, конечно, всевозможное просветительство. Но к выводам ОП правительство может прислушаться. А вот системная борьба с алкоголизмом в России все равно пока утопия. Начинать надо с небольших, скромных шагов – тогда, может, что-то и получится. НАШ ВРАГ ПИВО Авторы доклада видят в спиртных напитках главную предпосылку демографического кризиса. Из-за злоупотребления алкоголем каждый год преждевременно умирают около 500 000 человек, а по показателям продолжительности жизни Россия отстает от десятка неблагополучных стран вроде Йемена, Бангладеш и Таджикистана. Смертность мужчин, находящихся на свободе, в три раза выше, чем среди заключенных тех же возрастов. Исключительно из-за любви к «зеленому змию», считают в ОП. Другая проблема – поведенческие расстройства. 37% всех преступлений в России совершается людьми в состоянии алкогольного опьянения, а 77% тех, кто совершил насильственные преступления против членов семьи, часто принимали спиртные напитки. Авторы доклада утверждают, что более трети серьезных ДТП с регистрируемым вредом здоровью происходят из-за пьянства. Хотя число смертей непосредственно от злоупотребления алкоголем с 2005 г. снижается, косвенная смертность по-прежнему высока: 26% от всех смертей, 30% у мужчин и более 15% у женщин. Выпивка усугубляет много тяжелых заболеваний: инфаркты и инсульты, циррозы, панкреатиты, рак и т.д. В 2008 г., по данным Минздравсоцразвития, в России было 2,1 млн человек с психическими и поведенческими расстройствами по причине алкоголизма. Потребление алкоголя в России выросло, во многом, за счет пива. Его доля в продажах алкогольных напитков (по литражу, не по потреблению чистого спирта) выросла с 59% в 1990 году до 76% в 2006 году. Потребление крепких алкогольных напитков в абсолютных цифрах в РФ с 1990 г. не сократилось, хотя его доля уменьшилась до 15%. Возраст приобщения к алкоголю по сравнению с советским периодом снизился в среднем на три года, до 13 – 14 лет. БОРЬБА ЗА УДАЛЕНИЕ Эксперты ОП вычислили, что при реализации предложенных ими мер можно добиться экономического эффекта на 700 млрд руб. в год (эффект от снижения смертности, повышения производительности труда, снижения преступности и т.д.). Но что одним в прибыль, другим в убыток. С некоторыми предложениями доклада согласны и участники алкогольного рынка. Они, например, поддерживают идею ограничить физическую доступность алкоголя. В Польше и Скандинавии, где были введены более жесткие возрастные требования и ограничено время продаж, такие меры позволили быстро, за несколько лет, сократить смертность, связанную с пьянством. В России последовательной политики на этот счет нет. Например, в разных регионах ограничения на работу торговых точек, продающих алкоголь, разные: в Ульяновске они должны находиться на расстоянии 200 м от детских, образовательных, спортивных учреждений, в Москве – не менее 50 м. А за возрастными ограничениями и вовсе практически никто не следит. Другая идея ОП – сократить число самих торговых точек, имеющих право продавать алкоголь. В Подмосковье один магазин, торгующий напитками крепче 4,75%, приходится на 400 человек, тогда как в Исландии – на 15 900, в Финляндии − на 6300, в Швеции и Норвегии – на 4500. В палате предложили два варианта. Более мягкий – повысить стоимость лицензии на торговлю алкоголем и ужесточить процедуру ее получения. Другой радикальнее: создание государственной монополии на розничную продажу спиртных напитков. Вернуть такую монополию предлагают давно, чуть ли не с 1990-х, но она по-прежнему нереалистична с технической точки зрения (не говоря уже об экономической). Ведь нужно сначала создать всероссийскую торговую сеть. АКЦИЗНАЯ ВОЙНА Но доступность алкоголя зависит не только от близости пивного ларька, но и от цены напитка. По плану Общественной палаты водка должна стоить в 10 раз больше слабоалкогольной продукции. Потребление крепкого алкоголя растет во всем мире, в России же на него приходится порядка 70% «годовой нормы» потребления спирта (10 литров этанола). В Скандинавии подобная политика позволила значительно

алкогольного потребления. Это не только снизит потребление, но и увеличит доходы бюджета. Эксперты, однако, говорят, что цены на водку низшей ценовой категории и так довольно высокие, что подталкивает покупателей к более дешевому и некачественному товару. Удар ценами по пьянству скорее увеличит потребление суррогатов и нелегальной продукции. Рынок подпольного производства в среднем по России занимает около 50%. А доход государства может и вовсе сократиться, ведь бутылка без акцизной марки будет дешевле. Конечно, авторы доклада ОП предлагают воевать и с нелегальным производством. Но в самом же докладе говорится, что на водку, произведенную на подпольных заводах, приходится лишь половина потребления «нелегального» крепкого алкоголя. По-прежнему процветает, например, самогоноварение (30%). А с ним борются уже столетиями и никак побороть не могут. Еще 20% приходятся на спиртосодержащие жидкости вроде жидкости для мытья стекол и аптечных настоек. В ОП предлагают, чтобы содержание этанола в них не превышало 10 – 15%, а тара была не больше 25 мл. Придется, видно, любителям настойки боярышника скупать флаконы оптом. Дмитрий Янин из «Международной конфедерации обществ потребителей» вообще уверен, что разговоры об уничтожении нелегального рынка – подмена реальной борьбы с алкоголизацией общества. В Норвегии, где ведется активная антиалкогольная политика и есть большие успехи в этом деле, нелегальный алкоголь все равно занимает не менее четверти рынка. Дело в направленности самой алкогольной политики, считает Янин. Ей занимается не то ведомство: Минсельхоз, в ведении которого она находится, заинтересован в увеличении продаж зерновых, а не в здоровье населения. Логичнее было бы отдать руководство ею Минздравсоцразвития. Но там брать на себя ответственность за алкогольную политику страны не намерены. И понятно: такой поворот сильно ударит по производителям, а как следствие – и по доходам бюджета. Зачем ставить коллегам по правительству палки в колеса?

НЕ ЗАБЫТЬ О БИЗНЕСЕ

Главная проблема предлагаемых мер в том, что их слишком много. С такой лавиной дел государственная машина вряд ли справится, даже если устранить все внутренние противоречия. Реалистичнее всего двигаться небольшими шагами. Начать, например, с ограничения физической доступности алкоголя; с этим вроде бы согласны многие заинтересованные стороны, и сделать это будет проще. Правда, и тут надо двигаться постепенно: если разом отнимать лицензии на торговлю спиртным у десятков тысяч торговых точек, многие из них просто закроются. Результат – потерянные рабочие места и, вполне вероятно, рост алкоголизма и преступности. Обвинять компании в аморальности и жажде наживы просто. Но бороться с алкоголизмом исключительно в ущерб бизнесу неправильно. Да и не слишком последовательно: если аморальна и вредна торговля алкоголем, то что сказать о производстве орудий убийства, которое дает стране немалую долю экспортных доходов? Умеренные действия по ограничению доступности спиртного не помешают, но неплохо бы заняться и теми условиями, что побуждают российских граждан пить без меры. Например, разобраться со структурной безработицей, когда в одних местностях людям делать нечего, а в других дефицит кадров. Только так и можно перевести борьбу с алкоголизмом в рутинную, практическую плоскость.