Пресс-служба ЦВЗ «Манеж»
Около 1840 года малоизвестный портретист Иван-Людвиг Шульц в трогательно наивной манере пишет в Петергофе трех сыновей директора гранильной и бумажной фабрик Дмитрия Казина. Дети пускают мыльные пузыри — символ непрочности существования, на дальнем плане корабли в Финском заливе, один из них уже «пироскаф», воспетый Боратынским. Тогда же — в 1844 году — министр народного просвещения граф Сергей Уваров во всеподданнейшем докладе замечает:
«Изгладить противоборство так называемого европейского образования с потребностями нашими, исцелить новейшее поколение от слепого, необдуманного пристрастия к поверхностному и иноземному, распространяя в юных душах радушное уважение к отечественному и полное убеждение, что только приноровление общего, всемирного просвещения к нашему народному быту, к нашему народному духу может принести истинные плоды всем и каждому».
Знакомые обороты и интонации?
Пройдет еще не больше десяти лет, и в 1854 году на кронштадтском рейде появится английская эскадра под командованием адмирала Чарльза Непира, Крымская война будет фактически проиграна Россией, император Николай I в подавленном состоянии, возможно, ускорит свой уход из жизни в феврале 1855-го. Демократический публицист Николай Шелгунов откликнется на это событие так:
«Николай умер. Надо было жить в то время, чтобы понять ликующий восторг «новых людей»; точно небо открылось над ними, точно у каждого свалился с груди пудовый камень, куда-то потянулись вверх, вширь, захотелось летать».