Данное сообщение (материал) не ставит под сомнение решающий вклад Красной армии в разгром фашистской Германии и не преследует своей целью реабилитацию нацизма.
Два года назад Тверской суд и Мосгорсуд последовательно отказали бывшему следователю по особо важным делам Генпрокуратуры Игорю Степанову, который судился со своим бывшим работодателем по поводу ведомственной медали, носящей имя советского прокурора Романа Руденко. Степанов требовал упразднить медаль, поскольку Руденко в период большого террора 1937–38 гг. входил в одну из региональных троек НКВД на Украине и, по некоторым данным, даже лично участвовал в убийствах безвинных людей. Три недели назад спор о Руденко продолжился в Новосибирске — там городской худсовет, ссылаясь опять же на участие в тройке (а также, на всякий случай, на технические недоработки проекта), отказал прокуратуре в установке в центре города бюста Руденко, который она планировала поставить по случаю 300-летия надзорного ведомства. Спор не окончен, в газетах пишут, что Руденко «рекомендован Москвой», и худсовет, скорее всего, продавят. Но пока не продавили — советский прокурор остается классической спорной фигурой. Для части общества — большевистским палачом, для другой части (и прежде всего для государства) — заслуженным героем Великой Победы, обвинителем от СССР на Нюрнбергском процессе, 75-летие которого в этом году было отмечено в России беспрецедентно широко.
Но, наверное, чтобы спорить об этой спорной личности, разумнее было бы прежде всего определить предмет спора. Тройки тридцать седьмого года — зло, бесспорное даже для советских реваншистов, инструмент бессудных расправ над выхваченными наугад ни в чем не виноватыми людьми, советская инквизиция. Даже Владимир Путин при всем его почтении к советскому наследию время от времени открывает памятники жертвам «массовых политических репрессий» (советский эвфемизм, означающий как раз большой террор), то есть жертвам, в том числе, Романа Руденко, в чьей биографии участие в тройке — черная страница, а Нюрнберг, как считается, белая. Но так ли велика разница?
Советский прокурор Роман Руденко, какой бы спорной личностью он ни был, профессию не менял никогда, и призванию своему был верен и в 1937 году, и в 1946-м, и после 1956-го, когда он, уже будучи генпрокурором, вполне успешно занимался ревизией всех прежних неправосудных приговоров. Это действительно был настоящий советский прокурор, всю жизнь занимавшийся одним и тем же — выполнял политические решения своего партийного начальства, переводил их на язык юридических документов; когда было надо — убивал, на другом историческом витке — реабилитировал, но право в любом случае там, как говорится, и не ночевало.
Почему советские и неосоветские государственники так фетишизируют именно Нюрнберг — в общем, понятно. Если смотреть именно на историю советской (да и нынешней постсоветской) судебной системы, то Нюрнберг был единственным случаем, когда отечественное фиктивное правосудие, заточенное под «московские процессы» и «шахтинские дела», оказалось вдруг конвертируемым и признанным другими (не будет преувеличением назвать их настоящими в сравнении с тем, что было в СССР) судьями и прокурорами — теми, в париках и мантиях, которых наш палаческий класс до того видел только в трофейных судебных драмах. Комплекс туземца, говоря совсем грубо. И гораздо более интересный вопрос здесь — по какой причине (месть немцам? природное лицемерие? остаточный союзнический долг перед советскими?) западные рыцари права решили сыграть в Вышинских и Ульрихов, согласившись воспроизвести именно их практику политического судилища с заранее предрешенным приговором под видом обычного состязательного процесса. Для раздела Германии, для репараций, для перекройки границ достаточно было межсоюзнических соглашений в Ялте и Потсдаме, а если уж так необходимо было повесить Геринга и других, едва ли бы кто-то протестовал, если бы это сделали по приговору полевого трибунала любой из победивших армий или без суда вовсе. Большой международный суд над нацистскими лидерами по факту оказался прежде всего показательным пропагандистским и символическим мероприятием, стоящим в том же ряду, что и мытье мостовой после прогона немецких пленных по Москве и бросание немецких знамен к подножию мавзолея. Наверное, называть этот суд преступлением против человечности было бы перебором, но и торжеством человечности он, безусловно, не был.
Безоговорочная капитуляция — сама по себе приговор. Экстремальная (по сравнению с любым мирным договором или «обычной» капитуляцией) форма завершения войны, не оставляющая побежденным вообще ничего. Не будь международного суда, кто-то вслед за Гитлером покончил бы с собой, кто-то был бы растерзан на месте солдатами или кем-нибудь еще, кто-то был бы обречен на изгнание и вечный страх быть убитым или похищенным. Вместо этого союзники решили победить всех еще раз в специально собранном суде. Советская сторона, в активе которой к тому времени уже была бессудная расправа над царской семьей в 1918 году и зачистки в покоренных Литве, Латвии и Эстонии в 1940-м (латвийский президент Ульманис умер на лагерной пересылке в начале войны, останки его до сих пор не найдены; эстонский президент Пятс на несколько лет переживет Сталина и будет замучен до смерти в тверской тюремной психбольнице), смогла убедиться, что эти, как могло казаться раньше, нетипичные для западной цивилизации варварские практики расправ над побежденным на самом деле вполне приемлемы и для демократических систем. Именно в этом смысле Нюрнберг 1946 года стоит считать политической и моральной победой советской стороны, доказавшей в том числе и самой себе конвертируемость советской традиции показательных процессов.
Едва ли кто-то при этом не понимал, что единственное реальное право, по которому судили немецких лидеров — это было право победителя, право сильного, гораздо более грубая сущность, чем то, что исторически принято называть правосудием, и уж в этом-то смысле никакого торжества справедливости не случилось. Очевидно, хорошо, что право сильного осталось за более доброй стороной военного противостояния, а жертвами стали силы зла — но это совпадение никак не делает саму процедуру более бесспорной и честной. А вот как прецедент Нюрнбергский суд так и остался недооцененным. Все последующие случаи пленения или убийства глав государств и правительств внешними акторами — прямое следствие именно Нюрнберга. Возможно, не будь нюрнбергского прецедента, власти ФРГ не решились бы сажать в тюрьму Эриха Хонеккера, и Слободан Милошевич жил бы до сих пор в какой-нибудь сербской деревне или под Москвой. Пресловутая «Гаага», которой так любят грозить современным диктаторам их оппоненты — она родом из Нюрнберга 1946 года, и по-хорошему, российской власти (тем более что она, как известно, владеет искусством умолчания лучше многих) не стоило бы лишний раз вспоминать вслух об этом прецеденте. Забыть имя Руденко, забыть слово «Нюрнберг». Тщеславно гордясь тем, что однажды западные державы посадили советских судей и прокуроров за один стол с собой, нынешнее российское государство не отдает себе отчета в том, что тем самым оно признает саму по себе допустимость международного суда в том числе и над собой — когда чье-нибудь право сильного перевесит.
Суд, по крайней мере, в СССР, да и сейчас в России, в полном понимании суда, как состязание обвинения и защиты отсутствует. У нас суд не более, чем продолжение следствия и обвинения. Он является беспрекословной опорой режима. Даже сами законы направлены у нас на защиту государства против народа. Руденко - воплощение этого принципа, тут Кашин прав на 100%. Желание возвеличить этого обвинителя ясно говорит о том, что власть наша по-прежнему носит антинародный характер, а точнее классовый. Охраняет интересы правящего класса, каковым стала в СССР номенклатура, а ныне действует ее еще более беспринципная модификация. Самым лучшим памятником Руденко, и даже Сталину будет ликвидация "Мемориала".
А вот с тем, что Нюрнбергский трибунал работал по советским лекалам, я не могу согласиться. Не знаю прав тут Кашин или заблуждается. Вопрос тут в другом: был ли судебный процесс состязательным, доказало ли обвинение преступления в состязательном процессе. Я не знаток судебного процесса, но судя по тому, что часть обвиняемых была оправдана, а к смертной казни приговорили не всех обвиняемых и трое даже были оправданы, говорит скорее о состязательности процесса, а не об огульном обвинении.
А статья хороша. Обычно, такое мнение высказывают специалисты, юристы, причем, только смелые. Спасибо.
Кстати, Руденко на этом коллаже похож на Безрукова. Главного актера уже подобрали, осталось фильм заказать Мединскому или кто там, Ернст?
Ждем завтрашней статьи про Просвирина.
Кашин провокатор и тем интересен. С разбегу не сразу сообразишь в чём подвох. Я например, не готов сразу возражать. Но что-то в его рассуждениях меня настораживает. Тратить время на разбор не стану.
Прекрасное, уже полузабытое чувство, когда автор статьи может позволить себе неудобную и непопулярную правду.
Любопытная, как почти всегда, точка зрения на оекщие дела наши.
Но все же Нюрнберг, при всех своих особенностях, имел, как мне думается, главной целью не демонстрацию права победителя, а скорее публичного и шикокого процесса освещения преступлений режима против, ну, всего и вся по факту. По крайней мере, опять же, по моему, это было главным для европейцев. Плюс немаловажным мотивом был явно и детально объяснить прежде всего немецкому народу как это все произошло. Потому что даже сразу после Первой мировой многие говорили что в Германии возможна смена настроения населения из "нас победили" в "все было отлично я и нас предали". Что и произошло по факту.
А вот какие мотивы были у советской стороны - очень может быть что как раз легитимизация плюс зрелище и право сильного были там важнее чем широкая огласка преступлений фашизма
На немцев Нюрнберг сильно не повлиял. Где-то в конце 60-х начале 70-х они начали рефлексировать.
Отлично сказано!
Противоречивая статья. Вызов сакральному. Нюрнбергский процесс, строго говоря, назывался трибуналом, что не совсем суд в известном смысле. И его целью для Западных союзников было показать побежденным и закрепить в своей памяти, что бомбардировки немецких городов были вынужденной битвой добра с потусторонним злом, а для СССР важно было позиционировать себя как носителя торжества справедливости и нужно было поднять свой вес в переговорах по разделу Европы, показав масштабы нанесенного нацистами ущерба и советских усилий для победы. Любой из нас в тех условиях сделал бы так же, - созвал бы международный суд над побежденными, над теми кто бросил вызов всем цивилизационным устоям, над идеей превосходства, над практикой силового решения политических вопросов. Руденко, Сталин и прочие деятели советской истории заслужили нашего одобрения за те свои действия, которые способствовали защите и укреплению институтов роста безопасности, личностного развития и благосостояния нашего народа и осуждения за те, которые приводили к насилию над жизнью и личностью. Когда мы научимся разделять эти вещи, возможно, тогда мы и дорастём до понимания тихой мудрости Олега Кашина.
>созвал бы международный суд над побежденными, над теми кто бросил вызов всем цивилизационным устоям, над идеей превосходства, над практикой силового решения политических вопросов
Особенно цинично это звучит со стороны спалившей в ядерном огне около 200тыс гражданских просто в качестве акта устрашения.
"Руденко, Сталин и прочие деятели советской истории заслужили нашего одобрения за те свои действия, которые способствовали защите и укреплению институтов роста безопасности, личностного развития и благосостояния нашего народа" - это Вы про нищий и бесправный "советский народ"?
Ну, про "личностное развитие и благосостояние" - тут я просто живо вспоминаю советские радиопередачи, где много всякого такого говорилось. Что мы тут самые свободные и счастливые, не то что у них там. "Широка страна моя родная" и прочее...
Браво!
Вы пытаетесь сравнить образ жизни и юридическую практику СССР и США? Они были разные, разными и остались. Личностное развитие - социальные лифты в рамках системы и возможности самореализации в большинстве сфер человеческой деятельности для достаточно больших категорий населения в СССР - это факт. Я не говорю что все для всех, но локальные успехи были и не замечать их во имя эстетического отвращения к умозрительному образу советской власти так же непродуктивно, как верить в миф об утерянном из-за бяк предателей райском житьё в СССР. Я считаю советский опыт в создании солидарной сетевой многоуровневой медпомощи уникальным и достаточно эффективным, заметно повысившим качество жизни людей. Возможности для жителей крупных городов в реализации себя в технических специальностях и науке были на высоком уровне. В спорте реализация была доступной для ещё более широкого круга граждан. Защита детства и доступность детских спортивных секций, научных кружков и групп творчества в городах СССР была на уровне хороших школ в бухте Монтеррей. Разве товарищи Семашко, Вознесенский, Косыгин, Бухарин и Гринберг не достойны нашей доброй памяти за эти конкретные общественные институты? Свобода - категория философская. У граждан СССР не было свободы выбора высшего руководства страны, площади жилья и даже этажа. Не было вообще никакой свободы в потребляемом культурном контенте. Не было у творческих людей свободы самовыражения, а у изобретателей не было выбора направления развития своих идей, только на ВПК. Но была свобода выбора профессии и материальный стимул не корректировал этот выбор, была свобода жаловаться в партком на всех и вся и иногда система прокрутив шестерёнки бюрократии реагировала на жалобы. Я все перечислять не буду, но и так понятно что я имею в виду. Нищий советский народ, говорите? Скорее да, но с чем сравнивать. Бесправный? Но разве это когда-то было главным для народа? Свобода выбора и права требуют ответственности, а это для народа нашего самый Страшный зверь. Отвечать самому за достаток семьи, безопасность и комфорт жизни общества? Нет, увольте, - скажите что делать, дайте квартиру бесплатную, учите моих детей и чтоб покушать всегда было и поржать в цирке. А свободу и права себе оставьте, баловство это.
Вы правы, говоря о некоторых дополнительных возможностях социальной реализации, существовавших у граждан СССР. Однако нельзя в связи с этим одобрять Сталина и Руденко. Это всё равно, что одобрять убийцу за то, что он был хороший работник и любил животных. Советская государственная система в целом показала свою неконкурентоспособность по сравнению с общественным устройством западных стран. Если бы не колоссальные природные ресурсы СССР, режим рухнул давным-давно, так как не создавал действенную мотивацию людей к труду. СССР вчистую проиграл экономическую конкуренцию. Не умея реализовать и организовать экономическую активность граждан, но нуждаясь в такой активности, режим создал системы внеэкономического принуждения к труду, широко применяя насилие. Использование избыточного насилия во всех сферах общественной жизни, подавление естественного развития граждан, связанного с гражданской ответственностью и с личной реализацией возможностей в экономической сфере, напрямую соотносится с отсутствием свободы, о которой Вы пренебрежительно высказываетесь. И если среднестатистическому гражданину простительно недопонимание ценности свободы самовыражения личности, как ключевого принципа существования и развития государственных институтов, то от людей, серьёзно рефлексирующих по поводу общественного развития, такие рассуждения слышать странно.
У Терри Пратчетта (английский писатель, позвольте уточнить на всякий случай) есть персонаж который при жизни был вором и убийцей и в судный день ангел с грустью перебирал его личное дело, - все говорило что Грязный Билли отправляется в ад, но вдруг чело ангела просветлело - однажды в детстве Билли спас гуся. Нечего и говорить что ужинал Билли уже в раю. Есть мера злу, нет меры у добра, ибо делать зло легко, творить добро трудно, невыгодно и опасно.
Я это к тому, что готовность увидеть хорошее в плохом человеке - это то что мы говорим о себе. Всегда, когда мы говорим о ком-то, мы рассказываем о себе (Марк Твен). Методы и моральные границы допустимого насилия у руководства СССР полностью соответствовали культурным и традиционным общественным институтам того времени. Эта культура (условно мы ее называем русской) и сейчас управляет нашими предпочтениями и методами решения проблем - я не раз слышал от добрейших домохозяек и пузатых семейных работяг что не чиновников, украинцев, чеченцев, американцев, геев, Бузову и подставьте кто Вам не нравится - надо бы просто уничтожить, - чего с ними возиться? Русский интернет полон святочных рассказов про мудрость Сталина, его терпеливый подход к врагам народа которых не добили, про необходимость уничтожать врагов. Попробуйте таким доказать что актер Жженов сидел за шпионаж по сфальсифицированному делу, - Вам любой скажет что разговор с иностранцем в купе поезда это преступление, или Вы не знаете что все иностранцы говорят с нами тлько чтобы выведать секреты?
Советская система была неэффективна - с этим трудно спорить, ведь она проиграла. Насилие как инструмент принуждения к труду после смерти Сталина? Я Вас умоляю! Это не так. Советская экономика продуктивна только при репрессивной модели мотивации, это так, но поздний СССР не был репрессивным в экономике, только в сфере дискуссионной критики.
Я как гражданин ЕС с 2004 года и человек 1961 года рождения имею возможность сравнивать и анализировать. Мои рефлексии и отношение к термину "Свобода" - это вопрос определений. Что ВЫ подразумеваете под Свободой? Я считаю что свобода - это возможность выбора. Выбор никогда не бывает всеохватным. В некоторых сферах жизни в СССР выбор был более широким, чем даже в США. И если это результат социальной политики Сталина, то это надо честно признать, только и всего.
Сталин уничтожал свой народ и уничтожал в массовом порядке. Только признанные ФСБ прямые жертвы (расстрел) около 800 тысяч. Непрямые: члены семей расстрелянных, умершие и сгинувшие в лагерях, неизвестные жертвы, думаю, составят несколько миллионов. Поэтому рассуждать о социальной политике Сталина, всё равно, что рассуждать о социальной политике Пол Пота. Какова цена такой социальной политики? Может ли вообще данная практика называться социальной политикой? И могла бы она существовать не будь этих жертв? Забывать об этом не следует, ибо все происходило на глазах ещё наших родителей в 20 веке.
Всегда стараюсь увидеть добро в абсолютно любом человеке, но это моё личное-для-себя видение. Если мы ведем обсуждение в публичном поле, насилие по отношению к Божьим созданиям следует безусловно осудить. Пока люди будут легко переходить границу насилия, пока будут порождать демонов агрессии, человечество не сможет продвигаться по пути гуманизма, по пути раскрытия огромных возможностей, заложенных в нас создателем. А с Вашим бытовым определением свободы я согласен.
Наши предки не были гуманны, факт, но мы стоим на их плечах и не имеем права отбрасывать с таким трудом добытый для нас ценный опыт. Представьте что наши потомки проклянут нас, наши достижения и наш опыт только потому, что мы с Вами ели мясо убитых животных, ведь это негуманно и каждый нормальный человек XXX века точно знает что мы могли без этого обойтись питаясь одной соей и пальмовым маслом. Нельзя простить убийц животных XXI века, иначе мы (люди XXX века) предадим идеалы.
Большой террор, по своей неразборчивой жестокости, выходил за границы допустимого насилия даже для Сталина, что вылилось в "Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия». 17 ноября 1938 г." где действиям УНКВД и НКВД была дана своебразная, но в целом жесткая и верная оценка, практика троек была признана нарушающей Конституцию СССР, методы следствия и правомерность следствия осуждались. ("...В целях решительного устранения изложенных недостатков и надлежащей организации следственной работы органов НКВД и прокуратуры, — СНК СССР и ЦК ВКП(б) постановляют:
1. Запретить органам НКВД и прокуратуры производство каких-либо массовых операций по арестам и выселению.
В соответствии со ст. 127 Конституции СССР93 аресты производить только по постановлению суда или с санкции прокурора.
..............
2. Ликвидировать судебные тройки, созданные в порядке особых приказов НКВД СССР, а также тройки при областных, краевых и республиканских управлениях рабоче-крестьянской милиции.
Впредь все дела в точном соответствии с действующими законами о подсудности передавать на рассмотрение судов или Особого совещания при НКВД СССР."
Председатель Совета Народных Комиссаров СССР В. Молотов Секретарь Центрального Комитета ВКП(б) И. Сталин)
Правительство большевиков преследовало определенные месианские цели и борьба за власть была не последняя мотивация их действиям, но уничтожать свой народ они явно не собирались. Так же как передовая и гуманная конституция защищала права и свободы каждого человека, но не каждый считался человеком. Так и в СССР при Сталине не все считались людьми способными к созидательному труду, а даже наоборот, бывшие капиталисты и кулаки считались генетически предрасположенными к вредительству и их нужно было уничтожить. Народ с восторгом разделял такую точку зрения. Костры инквизиции не отменяют Микеланджело. Уровень морали и культуры определяет практики, судить неандертальца за людоедство непродуктивно.
Документ я представил публичный, не секретный. Массовые репрессии были прекращены, значит самоцелью не были. Оправдывать я ничего не хочу, тем более бессудные репрессии. Это был отрицательный опыт. Но ответственность за репрессии можно смело возложить на советский народ, а не на одного Сталина. Состояние умов в ту эпоху у советского обывателя было таково, что репрессии стали возможны при полной поддержке и без дефицита исполнителей. Кулаки и капиталисты при том, что людей убивали и лишали свободы как относящихся к этой категории нелюдей, как тогда представляли классовую борьбу всякое такое. Насилие и убийства (массовые) советское руководство осудило в 1938 году, руководство и народ осудили в 1956, в 1985, в 1991. И я осуждаю. Но хочу и похвалить за победу над нацизмом, за медицину и образование, за пионерлагеря и библиотеки, за Гагарина и прививку от полиомиелита, за то что получилось хорошо.
Кого Вы хотите похвалить? Власть? Кто и когда спрашивал народ, чтобы возлагать на него ответственность за репрессии? Чтобы говорить о решении народа, власть должна сначала публично сформулировать проблему, затем провести её СВОБОДНОЕ обсуждение, выявить в результате недоработки, скорректировать план и принять решение. Тогда можно будет ссылаться на мнение народа. А когда народу через СМИ промывают мозги в нужном направлении, наказывают за иное мнение, потом ещё заставляют на собраниях высказываться по сценарию (при Сталине: Расстрелять как бешеных собак) под угрозой репрессий против участников собраний, о каком мнении народа Вы говорите?
Исполнители репрессий всегда найдутся. Сама по себе власть над людьми привлекает психологически ущемлённые личности, тем более, когда за это хорошо платят.
Вы пишете: "Насилие и убийства (массовые) советское руководство осудило в 1938 году". Насилия, убийства и фактически бессудные расправы продолжались и после победы вплоть до смерти Сталина. Откройте Википедию "Послевоенный сталинизм": "Система ГУЛАГа достигла своего апогея именно в послевоенные годы, так как к сидевшим там с середины 1930-х годов "врагам народа" добавились миллионы новых. Один из первых ударов пришёлся по военнопленным, большинство из которых (около 2 млн человек) после освобождения из фашистской неволи были направлены в сибирские и ухтинские лагеря".
А вот победу над нацизмом одержал как раз народ. Почитайте документы начала войны, так называемые директивы 1, 2,3. Они рассекречены сегодня (хотя некоторые ключевые документы начала войны не рассекречены, так как красноречиво свидетельствуют о "мудрости" Сталина и других руководителей). Даже из открытых директив видно, по чьей вине произошла катастрофа в июне -октябре 1941 года.
Я тоже радуюсь, когда в стране что-то получается хорошо. Но это не должно затуманивать взгляд и приводить к желанию скрыть реальные проблемы. Мне кажется, Вы создали в голове психологически приятную для Вас картину общественного устройства и подгоняете под неё оценки прошлого и настоящего.
Про мудрость Сталина оставьте читателям яндекс дзена. Начало войны было катастрофой и это полностью "заслуга" Сталина.
Но сам факт того, что Вы ждете от руководства безупречной мудрости и любой провал или ошибку готовы трактовать как полную некомпетентность вообще по всем вопросам, - это все говорит что Вы полностью погружены в русскую мировоззренческую культуру манихейства (тотальности зла и кристальной чистоты добра). В такой культурной атмосфере говорить демократических институтах в России не приходится
Народ высказывает свое мнение через практическое исполнение, реализацию планов власти. Даже если власть задала вектор на репрессии, никто не давал команды исполнять это с таким рвением и жестокостью. "Расстрелять как бешеных собак!" - кричали ткачихи Московского Швейного Объединения на собрании по осуждению "Левой оппозиции" совершенно добровольно, раскулачивание сопровождалось всплеском жестокости, убийствам, грабежам ("14 марта 1932 года при реквизиции зерна у кулака Дьяченкова грудной сын означенного кулака все время плакал, красноармеец из обоза вырвал его из рук матери и схватив за ноги разбил младенцу голову об стену избы, односельчане видя это одобрительно кричали - "вытравить все это крапивное семя! " - таких свидетельств буквально десятки тысяч).
Можно годами промывать народу мозги о необходимости однополых браков, поедании медуз или о нормальности зарплат в миллион за час у руководителей госкорпораций, - что-то народ в 90-е не поддержал первое и не особо поддерживает сейчас второе и третье.
Репрессивная основа Сталинского периода не тайна, Вы думаете я ее отрицаю? Так сложилось, что мои предки с материнской стороны вымерли в голодомор, а с отцовской были высланы из Эстонии в 1940-м в Томск как служители культа и из 13 человек семьи до возвращения обратно в Эстонию в 1955 дожили трое.
Признание заслуг в социальной политике для определенных категорий населения СССР никак не противоречат факту репрессий. Кстати Ваши цифры о количестве отправленных в ГУЛАГ советских военнопленных не соответствуют действительности - Из 1 836 562 солдат, вернувшихся домой из плена, 233 400 человек были осуждены в связи с обвинением в сотрудничестве и дезертирстве и отбывали наказание в системе ГУЛАГ. Эти сведения дополняются также такой информацией: из 1836 тысяч вернувшихся из плена 1230 тысяч бывших военнослужащих сразу были направлены в РККА.
Успешность РККА определялась не только мужеством солдат, но своевременным снабжением войск боеприпасом, питанием, одеждой, ГСМ, санитарной службой, лечением раненых. Это вещи в компетенции властей и организованы они были хорошо, лучше чем в Вермахте. При 25 000 паровозов Германия смогла достичь пропускной способности в 16 составов в сутки в 1941 году и 300 в 1943. При 24000 паровозов в СССР пропускная способность составляла с 1941 года 1550 составов в сутки! Было эвакуировано 3000 заводов (1500 очень крупных), 25 миллионов человек. Это разве народ на собраниях или через свободное голосование организовал?
Делает. Это правда. Но есть такая норма в политологии - тирания держится до тех пор, пока приказывает людям делать то, что они готовы делать. Сталин и большевики вообще оседлали худшие особенности русской культуры, оперлись на общинные крестьянские представления о справедливости, и угадали. Крестьян в России было большинство. Советская и современная российская пропаганда использует монополию на информацию, поэтому и сильна. Но Ваш пример не разрушает аксиому что ценностные ориентиры народа невозможно разрушить или изменить в моменте. Отношение к странам Запада можно у россиян менять по пять раз на дню, но только потому, что в русской культуре отношение к чужеземцам зависит только от позиции руководства. Сказали газеты что Запад в восторге от организации ЧМ в России - значит Запад хорош ровно на столько, на сколько громко он это подтвердит. Отношение к внешнему миру в сознании россиян это игровой момент, магический, на реальную жизнь мало влияющий. Попробуйте изменить за неделю у россиян базовые ценности, например внушить что торговля это самый уважаемый вид трудовой деятельности, или что несогласие с официальной точкой зрения не является предательством Родины признаком сумасшествия.
Слушайте, ясно же, что легко меняется то, что не требует личных усилий воспринимающего. Любое совершенствование личности требует усилий, и наоборот, бездумное следование животным инстинктам усилий не требует и в начале даже может быть очень приятно. Беда, когда власть делает упор на худшее в человеке -- агрессивность, пассивность и безответственность. И народ здесь не при чём, он следует за властью.
Это то что псевдокоммунистов объединяет с криптодемократами в России. Вера в пассивный, несубъектный народ. У вас история мира это история правителей и их закидонов (надеюсь я правильно использую это слово). Для вас власть это некий оторванный от людей субъектный монстр, сказочный дракон, как в пьесе Шварца "Убить Дракона", которго в одноименном фильме великолепно сыграл Янковский.
С какого момента родившиеся в питерской коммуналке или в краснодарском селе, закончившие среднюю школу, выросшие на сказках ТЮЗа, мультфильмах Сутеева и киносказках Александра Роу советские люди перестали быть частью народа? Перестали быть людьми? Псевдокоммунисты верят что капиталист не может быть нормальным человеком, любить, творить добро, сочувствовать, переживать - и не знают что все театры и музеи Москвы построены на частные деньги буржуев. Псевдодемократы почему верят в сатанинскую природу Сталина или любого обитателя Кремля, при этом оперируют мифами о 100 миллионах расстрелянных и ростом цен в Пятерочке.
Власть регулирует производственные отношения и защищает развитие производительных сил, не более и не менее. А приоритеты развития, выгодополучатели экономики и, самое главное, методы практик - это определяет народ/нация в рамках своих представлений о ценностных ориентирах, морали, допустимых границ насилия. Ментальность одним словом, которая задается культурой, точнее культурной элитой народа.
Пушкин, Толстой и Маяковский создали Сталина и Путина, если Вы подумаете над этим, то убедитесь что это так.
1. Любой закон написанный властью останется буквами на бумаге, если народ его не примет. Например запрет парковки на газоне в Татарстане и Москве, блокировка торрентов и телеграм, борьба с самогоноварением и курением в общественных местах. То что в кругу интересов людей менять очень сложно. Свобода,демократия, отношение к Турции и Западу - это отвлеченные понятия, на вкус борща не влияющие. Когда удорожание ингридиентов для борща будет связываться с политикой, тогда и увидите как законы и репрессии бессильны против народа.
2.Власти не смогли посадить журналиста, сообщество СМИ единым фронтом выступило и отбило не помню фамилию этого молодого человека обвиненного в хранении наркотиков. Репрессии возможны только при одобрении народом. Бизнесмен - это работодатель, плательщик налогов, произвол в их отношении не выгоден власти. Опять же, аресты бизнесменов инвестирующих в оппозицию проходят при народном одобрении. А попробуй власть арестовать Варламова или Хабенского или Хаматову или Яхину.
3. В России как и в СССР монополия на информацию - я разве это отрицал? Отсутствие оппозиции в политике это как отсутствие датчиков неисправности в машине или в самолете. Россию ждут большие кризисы из-за отсутствия институтов экспертизы политических решений. Но как Вы приходите к выводу что мой отказ демонизировать СССР означает любовь к современному режиму? Вы как истый советский патриот видите мир черно-белым? Находишь достижения в СССР значит сталинист, значит понимаешь Путина? Вы знаете, только у серого 50 оттенков в пантоне.
Народ транслирует свою волю через практики общественного взаимодействия. Взятки - это общественный институт взаимодействия, так легче и быстрее чем через госинституты. У нас получение взятки приводит к лишению пенсии, а донесший о взятке получает реальное вознаграждение. Никакого прекраснодушие - честным быть выгодно.
Приказ расстрелять кулаков Тамбовщины красноармейцы воткинцы отказались выполнять, пришлось привлекать интербригады (китайцев). Депортированные эстонцы в Томск получали сочувствие и поддержку местного населения, а в Перми подвергались насилию и преследованию от граждан. Вот как народ выражает свою волю.
Ярлыки - не мой конек, манихейство это мировоззрение, Вы стоите на манихейских позициях, это ж очевидно. Я, похоже, типичный северный протестант, у меня много наивного от Канта и Цвингли, можете меня ярлычить как Вам угодно. Псевдодемократом называю не Вас, - было такое. Но я пояснил почему. Манихейство с демократией несовместимы.
На мой взгляд я назвал очевидные вещи. Отдельные частные исключения, которые Вы привели, лишь подтверждают общие правила. Желаю Вам успехов в дальнейших теоретических изысканиях.
С новым годом
Не поняла, в чем претензия к Нюрнбергскому процессу. Только в том, что советской стороне было позволено выступать в роли обвинителя и жертвы, в то время как они сами были ого какие палачи? Ну так это не отменяет справедливости процесса над нацистами. То, что преступления СССР (и многие военные преступления союзников, чего уж там) остались безнаказанными, не значит, что сам процесс над нацистами был сфабрикованный по типу басманного правосудия.
Вообще, мышление в стиле "все или ничего" (раз нельзя справедливо наказать абсолютно всех преступников, давайте не будем наказывать никого) - немного детское. Я, конечно, не юрист, но по-моему гуманизм и справедливость в мире развиваются не так. Наказали, кого смогли, на тот момент - в назидание прочим. И прекрасно сделали, пусть новые хонеккеры и милошевичи трясутся в бункерах от страха перед будущим, а другие задумаются, когда еще не поздно.
Прентензия именно в том, что получилось - одни палачи судили других. Нет, я имею в виду не западных союзников, хотя и на них, увы, было много грехов. Я имею в виду нас, конечно (как и Кашин). И когда один палач судит другого - то справедливость тут совершенно не при чем, это называется сведение счетов.
Кстати, я у кого-то читал, что в Нюрнберге делались попытки обсудить и наши военные преступления, но, разумеется, ничего из этого не вышло (подробностей, к сожалению, не помню - кажется, имелась в виду Катынь).
Да, про Катынь было дело, и до сих пор наши отрицатели ответственности НКВД за Катынский расстрел ссылаются на Нюрнберг, мол там не установили вину СССР... Было бы наивно ожидать осуждения преступлений СССР, если у союзников не было физической возможности что-то расследовать на территории СССР, не говоря уж кого-то арестовать и наказать.
Конкретно, что могли сделать союзники тогда? Отказать советской стороне в праве участвовать в качестве обвинителя вообще? После тяжелейшей совместной войны, после всех жертв, которые эта советская сторона принесла ради победы? Я не уверена, что даже с моральной стороны это было бы лучше, а уж о возможности воплощения в момент, когда сталинская армия контролировала половину Европы, и не говорю.
И все же, по мне, суд - это процедура, а не личности. Этим он отличается от сведения счетов. Прокурор выполняет определенную функцию по определенной процедуре. Конечно, печально, если выступавший в суде над серийным убийцей прокурор сам имеет темное прошлое (да и просто мерзавец по жизни), но само по себе это не делает суд ни несправедливым, ни бессмысленным.
Нюрнберг был конечно символическим и пропагандистским мероприятием. Но в основе его, как и в основе много чего, ставшего со временем "правом" - настоящий, не притворный, моральный шок от нового, беспрецедентного уровня сочетания жестокости и эффективности современной войны. Он задумывался как именно прецедент для обуздания будущих любителей геноцида. Насколько он хорошо сработал в этом качестве, мы никогда не узнаем, такова природа устрашающих прецедентов. Ясно что неидеально сработал и не всех остановил. Участие в нем Сталина на стороне обвинения - еще один аспект неидеальности. Но даже СССР после него был все же несколько гуманнее и вообще более "нормальным" , чем до него. Опять же, после не значит вследствие, и мы никогда не узнаем насколько вследствие. Может быть это как раз смягчающий элемент, контрабандой пронесенный в победно-советский миф, и сделавший его менее опасным и смертоносным.
СССР после Нюрнберга? Был гуманнее и "нормальнее"?? Христос с Вами...
"природное лицемерие"🤡🤡🤡
Странные высказывания о Нюрнберге. Понятно, что в юридическом смысле этот процесс был не особенно значим, хотя и здесь важно было не плодить бессудные расправы. А вот в идеологическом плане Нюрнберг полезен чрезвычайно. Обнародование информации о зверствах нацистов, предъявление обвинений к тем, кто "только выполнял приказы", продемонстрировали возможное будущее государственных насильников и изуверов, которых и доныне хватает на планете.
Мне кажется, что гораздо лучше возможное будущее государственных насильников и изуверов продемонстрировала палка в заднице у Каддафи. Вот уж где просыпаются ночами в слезах.
Действуя как изуверы, даже приличные люди сами становятся такими же.
Вам Минска не хватило? Вы думаете, что выйдите толпой с радужными флажками покричите и режимы падут, диктаторы раскаются?
Дерево Свободы надо поливать кровью тиранов и патриотов это для него естественное удобрение (Т. Джефферсон). Не готовы поливать кровью - не достойны свободы.
На дереве, политом в 21 веке кровью тиранов и патриотов, вырастут ядовитые плоды. Напоминаю, Томас Джефферсон — президент США в 1801—1809 годах.
Отдельные страны по уровню своего, скажем так, этического развития находятся как раз на уровне 19-го века. Есть и которые вообще лет на 500 отстают, типа Афганистана. И совершенно глупо в такой стране пытаться что-то поменять гей-парадами и мирными митингами, как мы, собсно наблюдали в Минске. Вот Киев другое дело и Ливия другое дело. Только так. Иначе это просто ходить как терпила-мазохист получать каждый раз милицейской дубинкой, а потом плакая и размазывая сопли писать в интернете про плохую страну, режим, полицию и т.д. На что надеяться, что менты лупить устанут? Не устанут, не надейтесь.
Кашин не о пользе. Польза публичного осуждения нацизма не оспаривается. Речь идёт о том, что назначив уголовный трибунал ad hoc, вне законной процедуры, не стоит удивляться, что и Путина (или его преемника) будут судить так же, без какого-либо признания легитимности такого суда со стороны РФ.
PS И да, польза публичного осуждения путинизма тоже есть.
Вот и современные немецкие "вечно вчерашние" денно и нощно ноют о том, что Нюрнберг - никакой не судебный процесс, а показное судилище, устроенное победителями по праву сильного. Очень отрадно, что автор, ни уха, ни рыла не смыслящий в юриспруденции, присоединился к этим прекрасным людям и заныл вместе с ними, заодно навсегда "пригвоздив" для российского читателя одной из самых феноменальных своих статей аж целый Нюрнбергский процесс :-)!
Преступления гитлеровцев были настолько масштабны и бесчеловечны, что судить их "обычным" судебным органом, по "обычным" законам, с использованием "обычных" процедур для человечества было бы просто оскорбительно и нелепо.
Ну тогда, может быть, им надо было публично отрезать головы? Если уж "обычные процедуры" не годились? А?
То-то было бы поучительно...
Да в общем-то так и делали и никто особо против и не был
Не существует настолько ужасных преступников, которые бы не могут предстать перед независимым и беспристрастным судом в порядке, установленном законом.