Книга американского историка Джонатана Шнира «Заговор Локкарта: любовь, предательство, убийство и контрреволюция в России времен Ленина» (готовится к печати в Издательстве Ивана Лимбаха) посвящена одному из самых мифологизированных эпизодов ранней советской истории — так называемому «заговору трех послов» (он же «дело Локкарта»).
Согласно официальной советской версии, весной 1918 года британские, американские и французские дипломатические представители в Петрограде и Москве задумали заговор с целью свержения власти большевиков. Движущей силой заговора стал глава специальной британской миссии Роберт Брюс Локкарт.
Переворот должен был начаться с устранения ведущих большевистских лидеров. Утром 30 августа 1918 года студент Леонид Каннегиссер застрелил в Петрограде председателя местной ЧК Моисея Урицкого — и вечером того же дня в Москве эсерка Фанни Каплан совершила покушение на Ленина (ранен, выжил). За обоими покушениями, по версии чекистов, стояла британская разведка.
31 августа в Москве был арестован Локкарт, а в Петрограде чекисты ворвались в здание британского посольства, надеясь захватить компрометирующие документы. В завязавшейся перестрелке был убит военно-морской атташе Фрэнсис Кроми, оказавший вооруженное сопротивление налетчикам.
Тем временем покушения на Урицкого и Ленина были расследованы в необъяснимой спешке, Каннегиссера и Каплан немедленно казнили, а многие документы по обоим делам до сих пор засекречены (или уничтожены). Так или иначе, покушения стали для большевиков непосредственным предлогом для развертывания массового «красного террора» осенью 1918 года.
Независимые исследователи в России и за рубежом нередко приходили к выводу, что опасность «заговора послов» была как минимум сильно преувеличена, а покушения в Петрограде и Москве были отдельными событиями, случайно совпавшими по времени. В обоих случаях у стрелков, по-видимому, были сложные личные мотивы, а об их связи с британской (или какой-либо иной) разведкой мы знаем исключительно со слов чекистов.
Впрочем, Джонатан Шнир склонен скорее доверять советскому официозу. По его мнению, угроза свержения советской власти была реальной, а связи Каннегиссера (и в какой-то степени Каплан) с британской разведкой были «маловероятными, но вовсе не невозможными». Отрывок из главы «Разгром заговора Локкарта», который мы публикуем с любезного разрешения издательства, дает читателю возможность оценить аргументы автора.
Джонатан Шнир — американский историк, живущий в Британии, приглашенный профессор Оксфордского университета, обладатель многочисленных академических стипендий и наград. Книга «Заговор Локкарта» вошла в короткий список британской премии «Пушкинский дом» (Pushkin House Book Prize) за лучшую научную книгу о России (2021).
Читал у Фельштинского, что был заговор, во главе которого был Я.М. Свердлов, стреляла ли Каплан, или это был кто-то другой? Дело в том, что у нее было очень плохое зрение. На роль убийцы мало подходящая фигура.
По указанию Свердлова Фанни Каплан расстреляли уже на четвертый день без следствия и суда. Тело сожгли. Концы в воду.
Вскоре смерть пришла и к Свердлову, которого отравили по указанию Ленина, но похоронили с почестями и оставили в пантеоне вождей революции. Надо понимать, что вожди друг друга не любили, постоянно интриговали, грызлись за власть. Сталин в конце концов их всех, кто вовремя не умер, в 1937-38 гг. уничтожил. Племянники Свердлова Леопольд Авербах и племянница Ида в месте с мужем Ягодой в годы большого террора были расстреляны, но сын уцелел, хотя трижды арестовывался, служил в органах безопасности, тот еще фрукт был.
Есть гарик Губермана о покушении на Ленина.
За все на евреев найдется судья.
За живость. За ум. За сутулость.
За то, что еврейка стреляла в вождя,
За то, что она промахнулась.
Буду признателен пруфам (ссылкам) на источники про отравление Свердлова по указанию Ульянова
Дзержинский «…редко спал» 😀 Железный Феликс!!! Супермен!!!
Наркоман. У лиц с патологией зависимости от наркотиков всегда имеются нарушения сна
История сложилась так как она сложилась благодаря тому,что именно евреи были готовы отдать свою жизнь ,дабы убрать тех,кто по их мнению мешал и являлся препятствием.
Именно евреи пытались убрать вожаков с.р. как об этом написано в статье.
Кстати именно благодаря еврею Карлу Вайсу, США не превратилась в союзника Германии.Он застрелил сенатора Луизианы Хьюи Ланга,кандидата в президенты,который пользовался небывалой поддержкой населения.Наверняка американцы выбрали бы Ланга президентом,который триумфально собирал голоса.Ланг был сторонником Германии и сам был ярым националистом.
И тогда все было по другому.Вообще по другому.
вот жалко только гитлера не убили
Если бы
Да кабы
Да во рту
Росли грибы
Тогда и в лес
Ходить не надо было бы
Как можно, рассказывая об этих событиях, не процитировать гениальные строки Константина Бальмонта:
.
«Люба мне буква «Ка»,
Вокруг неё сияет бисер.
Пусть вечно светит свет венца
Бойцам Каплан и Каннегисер.И да запомнят все, в ком есть
Любовь к родимой, честь во взгляде,
Отмстили попранную честь
Борцы Коверда и Конради.»
.
Справка: Коверда и Конради казнили большевиков цареубийцу Войкова и Воровского.
.
По сути рецензии. Лично у меня нет никакого доверия к официальной чекистской версии. Доказательства от противного: а отчего вы столетней давности документы то до сих пор не рассекретили? ЧТО там такого? Весь этот «заговор послов» очень дурно пахнет.
.
А если официальные документы по сей день засекречены, то каковы источники Джонатана Шнира? Во всяком случае, Роман Гуль, современник тех событий, совершенно иначе описывает казнь Урицкого:
.
«В начале 11-го часа утра 30-го августа в Петербурге из квартиры на Сапёрном переулке вышел одетый в кожаную куртку двадцатилетний красивый юноша „буржуазного происхождения“, еврей по национальности. Молодой поэт Леонид Каннегисер сел на велосипед и поехал к площади Зимнего дворца. Перед министерством иностранных дел, куда обычно приезжал Урицкий, Каннегисер остановился, слез с велосипеда и вошёл в тот подъезд полукруглого дворца, к которому всегда подъезжал Урицкий.
— Товарищ Урицкий принимает? — спросил юноша у старика швейцара ещё царских времён.
— Ещё не прибыли-с, — ответил швейцар.
Поэт отошёл к окну, выходящему на площадь. Сел на подоконник. Он долго глядел в окно. По площади шли люди. В двадцать минут прошла целая вечность. Наконец, вдали послышался мягкий приближающийся грохот. Царский автомобиль замедлил ход и остановился у подъезда.
Прибыв со своей частной квартиры на Васильевском острове, маленький визгливый уродец на коротеньких кривых ножках, по-утиному раскачиваясь, Урицкий вбежал в подъезд дворца. Рассказывают, что Урицкий любил хвастать количеством подписываемых им смертных приговоров. Сколько должен был он подписать сегодня? Но молодой человек в кожаной куртке встал. И в то время, как шеф чрезвычайной комиссии семенил коротенькими ножками к лифту, с шести шагов в Урицкого грянул выстрел. Леонид Каннегисер убил Урицкого наповал.
Урицкий, ждавший, когда швейцар откроет дверь лифта, был смертельно ранен в голову и умер на месте. Каннегисер бросился на улицу. Его погубило то, что он в состоянии шока забыл фуражку и даже не спрятал револьвер (между тем свидетелей убийства, кроме швейцара, не было). Но вместо того, чтобы смешаться с толпой, Каннегисер вскочил на велосипед и быстро поехал прочь.
Звуки выстрела услышали служащие, находившиеся на первом этаже. Сбежав по лестнице, они увидели лежащего на полу Урицкого. За Каннегисером была организована погоня. Сделать это было нетрудно, так как одинокий велосипедист без шапки и с револьвером в руке не мог остаться незамеченным на малолюдной площади. Понимая, что от автомобиля ему не оторваться, Каннегисер затормозил около дома № 17 по Миллионной, бросил велосипед и, вбежав в первую квартиру, дверь которой была открыта (князя Меликова), не обращая внимания на изумлённую прислугу, схватил с вешалки пальто. Надев его поверх куртки, он спустился вниз, вышел во двор, но там был опознан и арестован.»
.
Как мы видим, в версии Романа Гуль поэт Каннегисер забегал в квартиру князя Меликова, а не в английский клуб и не в британское посольство и не в квартиру неведомого англичанина. Мне версия Романа Гуль представляется более похожей на правду, чем версия Джонатана Шнира, по следующим причинам:
*Роман Гуль находится на 100 лет ближе к описываемым событиям, чем Джонатан Шнир;
*У Романа Гуль одна версия, куда забежал поэт Леонид Каннегисер, у Джонатана Шнир их три, либо английский клуб, либо британское посольство, либо квартира какого-то англичанина.
.
Про какие «сложные личные мотивы» поэта Каннегисер пишет Джонатан Шнир? Эти мотивы не являются секретом уже 100 лет:
«О мотивах, побудивших молодого человека к этому поступку, сказал в очерке «Убийство Урицкого» писатель Марк Алданов, хорошо знавший Каннегисера:
Леонид Каннегисер застрелил Моисея Урицкого, чтобы, как он заявил сразу же после ареста, искупить вину своей нации за содеянное евреями-большевиками: «Я еврей. Я убил вампира-еврея, каплю за каплей пившего кровь русского народа. Я стремился показать русскому народу, что для нас Урицкий не еврей. Он — отщепенец. Я убил его в надежде восстановить доброе имя русских евреев».
— Цит. по: Д-р юрид. наук Аркадий Ваксберг, «Из ада в рай и обратно»».
.
Вопрос к редактору, а отчего в вашей рецензии фамилия Каннегисер пишется через две «с», как «Каннегиссер»?
1896-1918: выходит, ему 22 года было, а никак не 24. И как можно, пропустив человека вперёд себя, выстрелить ему в живот? Неряшливо как-то написано или переведено
Перевод очень неряшливый, неотредактированный. Вот некоторые примеры неудачных мест: "нервно сидел", "в комнате было липко и жарко", "нажал курок", "удалось слезть с велосипеда" и др.
23, собственно: он в марте родился. Но уж точно не 24, конечно. Сообщили издательству, исправят (книга еще не вышла). Выстрел со спины в живот оставим на совести автора (или переводчика). Спасибо внимательному читателю!