"Покушение Каплан на т. Ленина". Почтовая открытка по картине Владимира Пчелина, 1921

"Покушение Каплан на т. Ленина". Почтовая открытка по картине Владимира Пчелина, 1921

Книга американского историка Джонатана Шнира «Заговор Локкарта: любовь, предательство, убийство и контрреволюция в России времен Ленина» (готовится к печати в Издательстве Ивана Лимбаха) посвящена одному из самых мифологизированных эпизодов ранней советской истории — так называемому «заговору трех послов» (он же «дело Локкарта»).

Согласно официальной советской версии, весной 1918 года британские, американские и французские дипломатические представители в Петрограде и Москве задумали заговор с целью свержения власти большевиков. Движущей силой заговора стал глава специальной британской миссии Роберт Брюс Локкарт.

Переворот должен был начаться с устранения ведущих большевистских лидеров. Утром 30 августа 1918 года студент Леонид Каннегиссер застрелил в Петрограде председателя местной ЧК Моисея Урицкого — и вечером того же дня в Москве эсерка Фанни Каплан совершила покушение на Ленина (ранен, выжил). За обоими покушениями, по версии чекистов, стояла британская разведка.

31 августа в Москве был арестован Локкарт, а в Петрограде чекисты ворвались в здание британского посольства, надеясь захватить компрометирующие документы. В завязавшейся перестрелке был убит военно-морской атташе Фрэнсис Кроми, оказавший вооруженное сопротивление налетчикам.

Тем временем покушения на Урицкого и Ленина были расследованы в необъяснимой спешке, Каннегиссера и Каплан немедленно казнили, а многие документы по обоим делам до сих пор засекречены (или уничтожены). Так или иначе, покушения стали для большевиков непосредственным предлогом для развертывания массового «красного террора» осенью 1918 года.

Независимые исследователи в России и за рубежом нередко приходили к выводу, что опасность «заговора послов» была как минимум сильно преувеличена, а покушения в Петрограде и Москве были отдельными событиями, случайно совпавшими по времени. В обоих случаях у стрелков, по-видимому, были сложные личные мотивы, а об их связи с британской (или какой-либо иной) разведкой мы знаем исключительно со слов чекистов. 

Впрочем, Джонатан Шнир склонен скорее доверять советскому официозу. По его мнению, угроза свержения советской власти была реальной, а связи Каннегиссера (и в какой-то степени Каплан) с британской разведкой были «маловероятными, но вовсе не невозможными». Отрывок из главы «Разгром заговора Локкарта», который мы публикуем с любезного разрешения издательства, дает читателю возможность оценить аргументы автора.

Джонатан Шнир — американский историк, живущий в Британии, приглашенный профессор Оксфордского университета, обладатель многочисленных академических стипендий и наград. Книга «Заговор Локкарта» вошла в короткий список британской премии «Пушкинский дом» (Pushkin House Book Prize) за лучшую научную книгу о России (2021).