Фристайлистка Гу Айлинь в прыжке ко второму золоту в олимпийском финале в дисциплине Хафхайп. 18 февраля, Чжанцзякоу, Китай.  Фото: yutaka/aflo Global Look Photo

Фристайлистка Гу Айлинь в прыжке ко второму золоту в олимпийском финале в дисциплине Хафхайп. 18 февраля, Чжанцзякоу, Китай. Фото: yutaka/aflo Global Look Photo

На зимних Олимпийских играх в Пекине сборная Китая установила рекорд, выиграв девять золотых медалей. Это позволило ей занять третье место в командном зачёте, уступив только таких признанным гегемонам зимнего спорта, как Норвегия и Германия. Китайцы неожиданно оставили позади даже такую спортивных сверхдержаву как США — у американцев только восемь золотых медалей. Любопытнее всего тот факт, что разницу между Китаем и США «сделала» Гу Айлин (она же Эйлин Гу) — фристайлистка смешанного китайско-американского происхождения, выигравшая два золота (не говоря уже о еще одной, серебряной, медали).

Однако, этим интерес к персоне Эйлин Гу не ограничивается. Она стала главной медийной звездой Олимпиады, буквально появившись в нужном месте в нужное время. Вместе с тем, как и любая настоящая звезда, она генерирует не только обожание, но и зависть. И в Китае, и в родных для неё Соединённых Штатах Америки отношение к ней является смешанным. И дело не только в противостоянии двух стран, которое уже с полным основанием называют «холодной войной 2.0», но и в самой личности спортсменки.

Эйлин Гу всего 18 лет. Она родилась в Цзюцзиньшане — так потомки китайских переселенцев, хуацяо, называют Сан-Франциско, традиционный центр китайской эмиграции за океан. Её мать китаянка Гу Янь переселилась из КНР в США в 1990-е годы, получила хорошее образование, включая степень МВА в Стэнфордском университете и зарабатывала на фондовом рынке. Её отец — американец, выпускник Гарварда, но даже его фамилия широкой общественности неизвестна. Эйлин Гу воспитывалась матерью в одиночку, и от отца-американца осталась только внешность, в которой азиатские черты сочетаются с европеоидными. Полное имя будущей спортсменки — Эйлин Фэн Гу, причём Эйлин в данном случае выбрано из-за созвучия китайскому имени Айлин (爱凌), в котором сочетаются иероглифы «любовь» и «лёд». Такое же имя, кстати, носила Сун Айлин — старшая из легендарных «трёх сестёр Сун», вышедшая замуж за премьер-министра гоминьдановского Китая Кун Сянси (две её сестры вышли замуж соответственно за Сунь Ятсена и Чан Кайши).

Отсылка ко льду в имени, которое выбрала мать, неслучайно. Будучи студенткой Пекинского университета, Гу Янь занималась шорт-треком, а затем, уже во время учёбы в США, увлеклась лыжами и даже работала инструктором на горнолыжных курортах озера Тахо и горы Хантер-маунтэйн. Воспитывать будущую олимпийскую чемпионку помогала бабушка Фэн Гочжэнь бывшая сотрудница Министерства транспорта КНР, которая также перебралась в Сан-Франциско. Естественно, Эйлин Гу выросла билингвом — она говорит на путунхуа так же хорошо, как и на английском. Более того, в детстве она почти каждое лето ездила с бабушкой в Пекин, где общалась с многочисленными родственниками и друзьями.

Однако, паспорт у неё, естественно, был американский. Строгие законы КНР не предполагают двойного гражданства. И семья Гу, как и подавляющее большинство семей хуацяо, предпочла корочку с белоголовым орланом, а не пятью звёздами над воротами Тяньаньмэнь.

Девочка, с детства занимавшаяся лыжами, к окончанию школы делала заметные успехи в спорте и, как следствие, получила стипендию в престижном вузе. По сообщениям СМИ, в 2022 году она должна начать учёбу вСтэнфорде (штат Калифорния), где раньше училась её мать.

В общем, всё шло к стандартной успешной жизни мигранта во втором поколении. Но всё изменила подготовка Китая к домашним Олимпийским играм. В рамках кампании по рекрутингу спортсменов, способных добиться достойных для страны результатов, за несколько лет до стартов китайское руководство инициировало натурализацию 39 (!) спортсменов. Дело дошло и до Эйлин Гу — в 2019 году, в возрасте 15 лет, после победы на дебютном для себя чемпионате мира в составе сборной США, она приняла предложение сменить «спортивное» гражданство и стала китайской спортсменкой Гу Айлин.

Гу Айлинь после завоевания третьей золотой медали. 18 февраля, Чжанцзякоу, Китай. Фото: © Angelika Warmuth/DPA/ Global Look Photo

Олимпийское золото — через натурализацию «в виде исключения»

При этом она продолжила жить и тренироваться в Штатах, приезжая в Китай только для участия в соревнованиях. Кроме того, как сообщалось, Гу наотрез отказалась бросать своё американское гражданство. Хотя есть свидетельства, что китайский паспорт она всё-таки получила. Таким образом, скорее всего, относительно Гу Айлин китайское руководство пошло на беспрецедентные для себя меры и признало опцию «двойного гражданства». (Аналогичные допущения были сделаны и для членов сборной КНР по хоккею, многие из которых получили паспорт в обход принятых процедур и, очевидно, без отказа от своего первого гражданства. Один из них 34-летний российский хоккеист Денис Осипов, который выступает за «Куньлунь Ред Стар» только с 2019 года и технически не мог бы выполнить необходимую для получения китайского гражданства норму постоянного проживания на территории КНР в пять лет).

Сама Гу говорит по этому поводу так: «Когда я в США, я американка. Когда я в Китае, я китаянка. Никто не может отрицать, что я американка. Но никто не может отрицать и того, что я китаянка». Понятная и адекватная логика космополитичного жителя глобального мира. Однако, в условиях противостояния двух сверхдержав такая линия поведения похожа на балансирование на канате над пропастью.

С одной стороны, последовательная и системная позиция «двойной идентичности» является предметом восторгов по отношению к Гу Айлин, и львиная доля комплиментов ей как и адресована за то, что она органично и успешно сочетает в себе черты китайской и западной цивилизаций. С другой стороны, это же самое ощутимо раздражает многих людей по обе стороны океана.

Американцев раздражает, что спортсменка, появившаяся как продукт, для начала, американской миграционной системы, а потом и американской системы образования, в нужный для себя момент взяла и спокойно переметнулась на сторону «исторической родины», из-за чего, как минимум, США не досчитались трёх медалей (помимо двух золотых Гу Айлин выиграла и одно серебро).

Китайцев же раздражает, что, получив место в олимпийской сборной, любовь и признательности нации, Гу Айлин (здесь её вновь уместно называть Эйлин Гу), очевидно, не спешит расставаться со всеми благами, которые ей подарили США: гражданством, путёвкой в престижный американский вуз, образом жизни и тренировочной базой. В общем, это такой китайский вариант Марии Шараповой, которой всю карьеру пеняли, что она живёт и работает в Штатах. С той лишь разницей, что Шарапова и по рождению, и по паспорту россиянка, а с Эйлин Гу всё не так однозначно.

Китайская патриотка с американской «спецификой»

Очевидно и то, что Эйлин Гу дозволено гораздо больше, чем обычным китайцам. Например, девушка активно ведёт свою страничку в Instagram (там у неё почти 1,5 миллиона подписчиков), в то время как в Китае эта соцсеть запрещена. Когда один из подписчиков обратил внимание спортсменки на это, она отреагировала: «А что мешает вам настроить VPN? Это бесплатно в App Store». Ответ девушки вызвал вал критических комментариев, в которых ей напомнили, что использование VPN в Китае запрещено и может повлечь за собой уголовное наказание, да и деньги на платную подписку хорошего анонимайзера найдутся далеко не у каждого.

Скриншот комментария Эйлин Гу о том, как обойти «великий китайский файерволл», широко распространился в китайской социальной сети Weibo. Впрочем, после критики спортсменки, из которой в тот момент начали лепить национальную героиню, большинство постов с этим скриншотом было заблокировано. У спортсменки 2,6 миллиона подписчиков в Weibo, и обращаться с этой аудиторией приходится очень осторожно.

Гу Айлинь после церемонии награждения с флагом КНР. 18 февраля, Чжанцзякоу, Китай. Фото: ©Koji Aoki/AFLO/ Global Look Photo

Помимо этого, критики юной звезды обращают внимание на то, что своим успехом она во многом обязана своей яркой внешности. Эйлин Гу действительно красотка, а её смешанное происхождение позволяет использовать её для продвижения как на азиатских, так и американских рынках. По данным китайского издания Yicai Global, только в Китае Эйлин Гу является лицом как минимум 23 брендов и заключила контрактов не менее чем на 31,4 миллиона долларов. Капитализация бренда «Эйлин Гу» наверняка многократно возрастёт после успешной Олимпиады. Её необычная, «глобальная» внешность заставляет маркетологов рассматривать её как одного из символов нового поколения и одну из наиболее перспективных моделей, в том числе даже для такого консервативного бренда, как Victoria’s Secret.

В то же время, как отмечают в соцсетях, многим другим потомкам смешанных браков, которым не столь повезло со внешностью, гораздо тяжелее. В Азии, которая известна своими консервативными подходами к вопросам «чистоты крови», они часто подвергаются дискриминации (вспомним, с какими проблемами сталкивалась в Японии теннисистка Наоми Осака, отец которой из Гаити). Да и в толерантной Америке для обычной девушки из эмигрантской семьи потолок возможностей обычно гораздо ниже, чем у красотки Эйлин.

Гу Айлин, дефиле Kenzo на Paris Fashion Week, 24.06.2019 г. Фото: Zuma Press/Global Look Photo

И, конечно, всё решает сиюминутный успех. Сейчас Гу Айлин на коне, и все её любят и предлагают многомиллионные рекламные контракты. Однако, всё могло сложиться и по-другому. Достаточно посмотреть на фигуристку Чжу И, жизненная траектория которой схожа с историей Гу Айлин. Чжу И 19 лет, она также родилась в Калифорнии в семье китайских мигрантов, перебравшихся в США благодаря программе академических обменов. В 2018 году, будучи чемпионкой США, выступавшей под именем Беверли Чжу, она приняла китайское гражданство, стала Чжу И и переехала в Пекин. Однако, на Олимпиаде в командном турнире фигуристов она заняла последнее место среди женщин, что опустило сборную Китая с третьего на пятое место. Падение невезучей Чжу И вызвало гнев китайских соцсетей, которые обвиняли девушку в дефиците патриотизма, неготовности бороться за свою страну и даже плохом владении путунхуа. В Штатах же бывшая чемпионка уже тоже никому не нужна.

Так или иначе, история американской китаянки Эйлин Гу, хотя и похожа на сказку, всё же не является свидетельством серьёзных перемен в отношениях двух стран. Сейчас Гу, кажется, под силу сделать невозможное — объединить в интересе к своей персоне США, Китай и даже Гонконг с Тайванем, которые видят в ней символ сосуществования различных наций и целых цивилизаций. Однако, критики и завистники по обе стороны океана будут ждать любого ее промаха, чтобы обрушить на девушку всё своё раздражение. И тоже по обе стороны океана. Любое неосторожное высказывание: будь то о правах человека в Китае, будь то о каком-либо чувствительном вопросе для западного общества, любой неосторожный пост в соцсетях, и репутация Эйлин Гу может быть уничтожена. Впрочем, подобное же может случиться и на китайской стороне океана. Такое уж сейчас время…