
Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат / Wikimedia Commons
Журнал «Власть», с которым я сотрудничаю с января 2020 года, посвящен российской политике в ее персонифицированном виде. Но 24 февраля 2022 года политика в России закончилась. Остались лишь политзаключенные и отдельные персонажи, пребывающие в заблуждении, будто они занимаются политикой. Наверное, описание действий этих последних, их побудительных мотивов и продуктов их жизнедеятельности — вещь нужная и даже необходимая; если наша планета выживет, а не превратится в ядерный пепел, о котором сладострастно вещал однажды в своем пропагандистском шоу Дмитрий Киселев, это описание послужит потомкам в назидание — до чего могут довести человечество опасные люди, если их вовремя не остановить; но это уже будет работа психиатров, психологов, социологов. Мы же, журналисты и публицисты, описываем окружающую реальность. Это очень важная и нужная работа — зафиксировать текущие события, назвать вещи своими именами, дать исчерпывающие портреты действующих персонажей, это работа на сегодняшний день и на будущее. И до недавнего времени, несмотря на все увеличивающиеся личные риски, я своей работой была довольна. Но в столь радикально изменившихся обстоятельствах, мне, как и редактору «Власти», и моим коллегам по журналу, пришлось взять паузу, чтобы попытаться понять, сможем ли мы и дальше ее выполнять.
Вы, наверное, обратили внимание, что в этом тексте я избегаю называть вещи своими именами, используя обтекаемые выражения. Я вынуждена это делать, чтобы текст был опубликован, но ведь этот прием выхолащивает мою работу, делает ее, по сути, бессмысленной. Поэтому в дальнейшем так писать о происходящих событиях я не буду, но сделать это один раз, чтобы зафиксировать момент уничтожения в России политической журналистики, считаю важным и необходимым. Я не прибавляю слово «независимая», оно в данном случае излишне, в России не осталось политической журналистики как таковой, потому что пропаганда — единственно разрешенный вид деятельности для работников российских СМИ — это совсем другая работа, прямо противоположная.
************
Работать политическим журналистом, оставаясь физически в России, больше нельзя. Круг возможностей для людей этой профессии неуклонно сжимался в нашей стране, как минимум, последние 10 лет (пожалуй, даже дольше). Я не раз рассказывала, в том числе и на страницах «Власти», как переписываются действующие статьи законов, вводятся новые статьи уголовного и административного кодексов, создаются реестры нежелательных, запрещенных и дискриминируемых лиц и организаций, списки запрещенной информации и так далее. И вот, наконец, 4 марта 2022 года вступил в силу закон №32-ФЗ, который, по сути, ввел в стране военную цензуру — самый жесткий вид цензуры, пресекающий любую возможность для свободы слова и информации. Согласно нему Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен тремя новыми статьями:
А ещё бывает, Римма Поляк, когда журналистам не уголовными делами грозят, что само по себе возмутительно, а убивают их.
Вот как Олега Бузину убили на Украине.
.
Выскажите, Римма, свою гражданскую позицию. Напишите, что лично Вы осуждаете этих убийц.
Или Вы промолчите и одобрите его смерть?
Владимир Судаков, вам никто не говорил, что вы провокатор? Причем, самого примитивного свойства.
Римма, я знал, что вы не осудите убийство Олега Бузины
.
P.S. А можно ещё вопрос?
Вот у меня произошёл очень откровенный обмен мнениями с Максимом Мешковым, одним из ваших фанатов, Римма, живущим в Польше. Здесь на Republic:
.
«Владимир Судаков
24 февраля 13:14
А что именно из написанного мною «брехня»?
Сожжённые заживо жертвы одесского дома профсоюзов выдуманы мною?
Ответить +2 -6 Редактировать Удалить
Владимир Судаков
Максим Мешков
24 февраля 19:35
Вот и здорово, что они, подобные тебе гниды, передохли!»
.
https://republic.ru/posts/103234#comment-208607
.
А вопрос у меня к вам, Римма, простой. Когда вы, вслед за паном Мешковым, напишите, что приветствуете убийство вашего коллеги, украинского журналиста Олега Бузина?
Это напоминает признание г-на Журдена - оказывается, 40 лет он говорил прозой. ЧЕСТНОЙ политической журналистики нет уже в заметном количестве лет 25. И совсем нет лет 10. Все СМИ принадлежат кому-то, и этот кто-то с властью ссориться не будет.
Спасибо вам большое, Римма и все коллеги! Удачи вам, здоровья и оптимизма (даже в этой сложной ситуации)! Мы вас читаем и ждём новых материалов.
Спасибо!
Римма, спасибо за эту статью и за вашу работу! всегда было очень приятно вас читать, а блестящую статью "75 лет одиночества..." я сохранил и перечитываю с удовольствием.
верю, что наступят лучшие времена и в Россию вернется нормальная политика, а с ней и политическая журналистика... держитесь!
Спасибо!
Вы знаете, крайне неординарная ситуация, с точки зрения исследователя (исторического, культурного, политологического) нынешняя ситуация в России, цитируя классика, просто Эльдорадо. Будет ложью сказать, что все то, что происходило в России с 2012 года могло привести к другому результату, но конечно, в такое никогда не хочется верить, заранее готовились только самые пессимистичные. Действительно, Вы совершенно правы, происходит полный сюр, который только осмыслять, осмыслять и осмыслять. В этом смысле я вижу даже некий "расцвет" Republic'а, выходят интереснейшие статьи на самые разные темы, которые помогают справиться с реальностью, понять ее, принять, но не смиряться с ней, что очень важно, по-моему скромному мнению. Это я к тому, что в журнале "Власть", смею полагать, есть поводы для качественных материалов, не смотря на действительно полное уничтожение политической журналистики. Я, конечно, не смею говорить, как вам действовать, тем более, как будет правильно, просто как безымянный читатель, я был бы рад видеть такие материалы и во "Власти". Верю в вас, потому что знаю, цивилизация сильнее варварства, а слово - это оружие, простите за высокопарность. Спасибо вам за вашу работу!
Большое спасибо за этот текст! Очень не хватает таких искренних слов, каждое - как жемчужина.
Я тоже хочу проснуться или вернуться из долбаного учебника истории обратно в нормальную жизнь...
Вместо политики теперь - линия партии, против которой идти нельзя. Хотя так уже практически 10 лет
К сожалению,этот процесс усиливается и то,что было возможно 10 лет назад, в свете последних событий выглядит нереально.