Киев, 24 августа 2022 года, День независимости Украины

Киев, 24 августа 2022 года, День независимости Украины

Evgen Kotenko/ Ukrinform/ Global Look Press

Война — это противостояние не только огня и металла. Недаром российский газ пресса давно называет «энергетическим оружием» (и российские политики считают это комплиментом), недаром первым ответом западных стран на российское вторжение в Украину стали экономические санкции. Принято считать, что в более развитых демократиях экономические факторы важнее: недаром российские СМИ в последнее время так любят рассказывать о недовольстве населения высокими ценами на энергоносителями, недаром уверяют, что «мерзнуть против Путина» Европа не хочет. «Деньги» решили выяснить, как на самом деле война отражается на экономиках стран, так или иначе вовлеченных в конфликт. Для этого мы решили взять серию интервью у экономистов о том, каково состояние экономик США, ЕС, России и Украины через полгода после начала военных действий.

Экономика воюющей страны — это экстрим в любые времена. Тем более, когда на страну внезапно напали. Тем более — когда экономика встроена в мировой рынок и во многом зависит от связи с ним, а эти связи целенаправленно обрубаются противником. Когда-нибудь в экономических вузах будут изучать кейс Украины, сумевшей сохранить работоспособную экономику в условиях оборонительной войны. А пока «Деньги» поговорили об этом с известным аналитиком, крупным трейдером, автором многих книг по экономике и финансам, доктором экономических наук Эриком Найманом.

Из-за войны, как ожидается, ВВП Украины упадет на 40%. Насколько это серьезно? И есть ли понимание того, что над делать и что можно сделать?

— Первоначально ожидали, что экономика упадет на 35%, но так как война затянулась, то теперь базовые ожидания — это 40–45% падение экономики. Если считать украинский ВВП в долларах, то он откатился к уровням 2014 года. Выглядит не так страшно, но дело в том, что падение все-таки слишком резкое. Здесь даже в 2014 году такого не было. Это самое резкое падение, которое было [в современной истории].

Одна из проблем Украины — это логистика. С одной стороны, логистика экспорта, с другой стороны — логистика импорта. Потому что импорт слишком дорогой. То есть, ключевое для экономики — это логистика.

Что импорт слишком дорогой — это понятно, это из-за падения гривны, а почему проблемы с экспортом? Я правильно понимаю, что это в связи с тем, что война и российская оккупация отрезала достаточно большие количества транспортных путей, в частности, морских?

— Морские пути — это не только экспорт, это и импорт тоже. Тут же важно понимать, что основная масса контейнеров заходила в Одессу и Ильичевск (ныне Черноморск). И Россия отрезала импорт по самому дешевому для контейнеров пути.

А какие сейчас остались основные логистические пути?

— Основной логистический путь — это западная наземная граница.

То есть это прежде всего железнодорожные и автомобильные перевозки? Да, это действительно дорого. Я правильно понимаю, что по итогам года возможно падение ВВП до 40–45%?

— Да, по итогам года.

Тем не менее, понятно, что война когда-нибудь кончится. Есть ли какие-то ожидания того, как ВВП может повести себя после окончания боевых действий?