Пекин, 27 ноября 2022 года: протестующие против жестких ковидных ограничений держат в руках белые листы бумаги

Пекин, 27 ноября 2022 года: протестующие против жестких ковидных ограничений держат в руках белые листы бумаги

Kevin Frayer / Getty Images

Ничего подобного в Поднебесной не видели со времени подавления в июне 1989 студенческих выступлений в Пекине и ряде других городов. Появление на улицах молодых людей, скандирующих совсем уж крамольные лозунги — «Си Цзиньпин, уходи!» и «Компартия, уходи!» — означает замену у многих китайцев «нулевой терпимости» к Covid-19 «нулевой терпимостью» к власти.https://www.youtube.com/watch?v=x_Wihy9jgQw

Зарубежные наблюдатели избегают выдавать прогнозы относительно дальнейшего развития ситуации: нет ясности как с дальнейшим развитием в КНР эпидемиологической ситуации, так и с поведением главных игроков — власти и народа. Исторически почти любая авторитарная власть при появлении внутренних угроз прибегала к закручиванию гаек внутри страны и «назначению» внешних врагов, в борьбе с которыми «сплачивала народ» и подавляла политических оппонентов.

У меня почти нет сомнений, что на данном историческом этапе Си Цзиньпин и его команда займутся тем же. Тогда кто будет назначен внешним врагом?

США и Тайвань? Вроде бы логично, но! Появились в последние дни новые вводные: с США вроде бы начали замиряться, притом по-крупному, а на Тайване к власти пришла гоминьдановская партия, которая выступает за нормализацию отношений с КНР, а раз так, то это автоматом снимает напряженность между двумя частями Китая.

Но тогда «против кого дружить» будут в Китае власти и народ, радикальные патриоты и затаившиеся прозападные либералы? Где та объединяющая нацию на данном этапе идея, цель?