Фото: The New York Times
Газета The New York Times опубликовала собственное расследование убийств мирных жителей в городе Буча Киевской области, когда там находились российские войска. В получасовом видео рассказывается, что журналисты собрали множество доказательств военных преступлений, к которым причастны военнослужащие 234-го десантно-штурмового полка ВДВ из Пскова под командованием подполковника Артема Городилова. На это указывают проанализированные изданием огромные объемы записей с камер видеонаблюдения и дронов, радиопереговоров, телефонных перехватов и эксклюзивных видео от правительственных источников, а также воспоминания очевидцев оккупационных событий марта 2022 года, которые теперь детально реконструированы.
Журналисты выяснили, что больше всего убийств мирных жителей в Буче произошло на улице Яблонской, прозванной «дорогой смерти». В NYT заявляют, что они не были случайными и совершались преднамеренно в ходе продвижения российских войск в сторону Киева. Солдаты и офицеры ВС РФ в ходе «зачисток» обыскивали дома в поисках мужчин, участников территориальной обороны отправляли на допросы в штаб, который располагался в доме №144, после чего казнили без суда и следствия. Кроме того, российские военные убивали случайных прохожих, которые шли в магазин за продуктами или ехали на велосипеде. Об этом же говорилось в недавнем расследовании Associated Press. NYT приводит аудиозапись беседы российских военных, один из которых признается в убийстве жителей.
Издание публикует несколько показательных видео, на которых запечатлены мирные жители, убитые в Буче. На одном из них российские военные ведут по улицам большую группу мужчин в гражданской одежде. Вскоре их нашли застреленными, руки у них был связаны за спиной. Одна из жительниц Бучи рассказала, что их поставили на колени и казнили. На еще одном видео российская БМП стреляет по гражданскому автомобилю, тот врезается в дерево и загорается, на другой записи БМП наносит прямой удар и убивает велосипедиста. Вышедшая посмотреть на него женщина вспоминает, что российские солдаты после убийства просто сидели напротив и пили воду. Есть видео, где гражданское лицо убивают в нескольких десятках метров от вероятного командира. Газета приводит также случай, когда после расстрела трех гражданских солдаты убили прохожего, который стал невольным свидетелем преступления. Всего NYT идентифицировала 36 человек, убитых российскими солдатами на улице Яблонской в марте и рассказала их истории.
Фото: The New York Times
«Солдаты допрашивали и казнили безоружных мужчин боеспособного возраста, а также убивали тех, кто невольно переходил им дорогу — будь то дети, убегающие со своими семьями, местные жители, надеющиеся найти продукты, или люди, просто пытавшиеся вернуться домой на велосипедах», — говорят журналисты. — Так, среди жертв, убитых российскими десантниками 5 марта, были 52-летняя Тамила Мищенко и ее 14-летняя дочь Анна. Они были среди четырех женщин, бежавших из Бучи, когда российские солдаты обстреляли их синий микроавтобус».
В то время в Буче находился гвардейский 234-й десантно-штурмовой полк ВДВ из Пскова (в/ч 74268). На это в первую очередь указывают записи с камер наружного наблюдения. На кадрах видно, что на некоторой технике присутствует символика 234-го полка. Авторы расследования установили имена как минимум 22 военнослужащих из этого полка. В The New York Times отмечают, что издание не может на 100% утверждать, что вычисленные ими военнослужащие причастны к преступлениям в Буче, но улики говорят о том, что они были рядом во время убийств гражданских.
Фото: The New York Times
В перехваченных переговорах, которые публикуют журналисты, военные называют свои позывные «Флакон», «Астра» и «Уран». Они упоминаются также в оставленных российскими войсками в Буче документах, где обозначаются позывные командиров батальонно-тактических групп 234-го полка, один из них называется «Радиоданные радиосети 8584». Как выяснил NYT, под позывным «Уран» фигурирует командир полка Артем Городилов, который после отступления российских войск из Киевской области получил звание полковника. Двое десантников, побывавших в Буче, подтвердили изданию, что он тоже был там и не мог не знать об убийствах гражданских. Кроме того, в распоряжении издания оказались видео, на которых есть некоторые командиры.
«Факт установления связи между [воинским] соединением, его командующим и конкретными датами и местами убийств важен: командиры, даже если они не нажимали на спусковой курок [оружия], могут быть привлечены к ответственности, если они знали или могли знать о совершенных их подчиненными преступлениях. В Буче мы знаем, что командующий офицер ходил вдоль трупов», — отмечает The New York Times.
Личности военнослужащих псковского полка установили после анализа звонков с телефонов, которые были отобраны военными у жителей Бучи. Многие их владельцы были убиты. Расследователи ориентировались на полученную от украинских властей базу данных всех звонков и сообщений, поступавших из Бучи в Россию в марте 2022 года. Оказалось, что военнослужащие звонили в России не менее 38 раз с сотовых гражданских. Как отмечают корреспонденты, солдаты часто использовали телефоны жертв, чтобы звонить домой, всего через несколько часов после убийств гражданских. Журналисты нашли профили военнослужащих в соцсетях и опросили их родственников. В установлении личностей также помогли оставленные в Буче личные письма, адресованные военным.
Примечательно, что российские военные всячески пытались ломать камеры наружного наблюдения — по некоторым из них стреляли, но те продолжали работать и фиксировать преступления. Кроме того, они старались замазывать опознавательные знаки на бронетехнике, но делали это халтурно и знаки все равно были видны и сняты на видео.
На расследование The New York Times ушло восемь месяцев. Побывав в Буче и опросив местных жителей, проанализировав огромное число видеозаписей, журналисты реконструировали убийства гражданских в точности до минуты. Они заявляют о многочисленых уликах, доказывающих причастность отдельного подразделения и его командира к конкретным убийствам, которые должен рассматривать Международный уголовный суд.
Фото: The New York Times
«Жертвы на улице Яблонской не погибли в результате перекрестного огня между российскими и украинскими войсками и не были застрелены по ошибке в тумане войны. Наше расследование показывает, что российские войска преднамеренно убивали мирных жителей в рамках "зачисток" улиц. Из-за систематического и широкомасштабного характера убийства в Буче также могут быть приравнены к преступлениям против человечности», — заключают расследователи.
https://www.youtube.com/watch?v=IrGZ66uKcl0
Буча — маленький город в Киевской области, он оказался в оккупации в первые дни российского вторжения. В конце марта россияне отступили из Киевской области. Как только туда прибыли украинские подразделения и журналисты, в СМИ и телеграм-каналах стали появляться видео и фото с телами мирных граждан на улицах.
Власти Украины и страны Запада заявили, что Буча стала одним из главных свидетельств военных преступлений со стороны российских солдат. Владимир Зеленский назвал происходившее в Буче геноцидом. Генпрокуратура Украины подозревает в военных преступлениях в Буче военнослужащих 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии, которой командовал генерал-майор Сергей Чубарыкин. В ее состав входят 104-й и 234-й гвардейские десантно-штурмовые полки из Пскова.
Кремль отрицает причастность российских военных к убийствам мирных жителей. Российские власти называют сообщения об убийствах в Буче «фейком», а любые свидетельства о преступлениях «постановкой». В Минобороны РФ утверждали, что за время, когда Буча находилась под контролем российских войск, ни один мирный житель в городе якобы не пострадал. За распространение информации об убийствах гражданских в Буче россиянам грозит уголовное преследование по статье о так называемых фейках об армии. Политик Илья Яшин недавно получил по этой статье 8,5 лет колонии.
В начале декабря офис Верховного комиссара по правам человека ООН опубликовал новый доклад, в котором говорится о внесудебных казнях мирных жителей Украины, совершенных российскими военными. На данный момент международные наблюдатели задокументировали 441 такой случай, включая убийства 72 женщин и 28 детей в Киевской, Черниговской и Сумской областях в начале войны.