Мемориал в память о жертвах массового убийства в Мосоте

Мемориал в память о жертвах массового убийства в Мосоте

Wikipedia

«Сальвадор отягощен самым строгим классовым разделением и худшим экономическим неравенством среди всех стран Латинской Америки, — писали политолог Уильям Леогранде и журналистка Карла Роббинс в 1980 году. — Больше века в социальной и экономической жизни страны доминировали представители узкого круга элиты, известные как "14 семей". Составлявшие олигархическую верхушку кланы состояли из нескольких тысяч человек среди почти пяти миллионов граждан, но до недавнего времени им принадлежало 60 процентов фермерских земель, вся банковская система и большая часть предприятий. Между собой они получали 50 процентов национального дохода».

Сальвадор — страна площадью чуть больше 21 тысячи квадратных километров, зажатая посреди Центральной Америки между Гондурасом, Гватемалой и Тихим океаном. С конца 1931 года по лето 1989-го ей руководили 14 президентов, четыре хунты, одна Военно-гражданская директория и один Революционный совет. Некоторые главы государства занимали свою должность временно и уходили в отставку спустя несколько месяцев. Другие добивались диктаторских полномочий, но тоже не задерживались у власти из-за протестов населения или политических интриг. Несколько автократов становились президентами по несколько раз, пользуясь царящим в стране хаосом. Большая часть лидеров страны в тот период запомнилась не достижениями, а преследованием граждан за происхождение или взгляды.

Период нестабильности достиг пика в 1979 году, когда страну охватила гражданская война. Лишь с ее окончанием в 1992-м граждане Сальвадора обрели спокойствие, однако к тому времени уже не осталось в живых многих из тех, кто родился в начале 1930-х и все это время страдал от государства. Официальное количество жертв гражданской войны колеблется от 70 до 80 тысяч человек, однако еще почти 10 тысяч пропали без вести, более миллиона бежали за границу или подверглись принудительному переселению, а еще десятки тысяч пострадали от репрессий и чисток еще до того, как напряженная обстановка переросла в масштабный конфликт.

«Несмотря на статус самого маленького латиноамериканского государства, Сальвадор всегда выделялся системным и масштабным произволом, — пишет исследовательница и дочь беженки Сараи Кашани. — Со времен завоевания испанским конкистадором Педро де Альварадо в 1524 году, на протяжении всего периода вплоть до обретения независимости в 1821-м и после этого в современную эпоху Сальвадор разрывали изнутри социальные, экономические и политические противоречия, которые часто касались землевладения и коррупции. Подобные реалии вкупе с яростными атаками, которые военно-олигархические режимы предпринимали против крестьян, рабочего класса и представителей духовенства привели к национальному бедствию».

Даже в 1990-х, когда в стране наступило относительное спокойствие, сотни тысяч жителей Сальвадора преследовали кошмарные воспоминания и безответные вопросы о природе и причинах насилия, в плену которого они находились более полувека.