Фото: Zamir Usmanov / Global Look Press
Последнее исследование аналитиков «Левада-центра» показало, что большинство россиян обеспокоено ожиданием контрнаступления украинских войск и выступает за переход к мирным переговорам — правда, без уступок украинской стороне. Директор «Левада-центра» Денис Волков рассказал Republic, что происходит с общественными настроениями в России, как меняется отношение людей к власти и что делает Кремль, чтобы сдерживать народное беспокойство.
«Преобладает такое желание: пусть все это скорее закончится и нас не касается»
— Последнее исследование «Левады» показало, что в апреле среди россиян подросла поддержка действий российских войск в Украине и одновременно увеличилась доля респондентов, выступающих за переход к мирным переговорам. Как это можно объяснить, нарастающей поляризацией?
— Мне кажется, не этим. С одной стороны, есть продолжающийся конфликт, в котором большинство так или иначе поддерживает российскую сторону. Но при этом постепенно накапливается усталость: мы своих поддерживаем, но хотелось бы, чтобы это поскорее закончилось. Причем обращу внимание, на каких условиях хотят мирных переговоров — только пятая часть из них говорит, что надо идти на какие-то уступки Украине. То есть да, закончилось бы, но на уступки тоже идти не надо. Здесь именно не проговоренное, не рационализированное чувство усталости.
— О нарастании усталости от войны в России говорят с прошлого года, какая в этом новость?
— Она все же продолжает нарастать, хотя и медленно. Люди гибнут, конца и края этому не видно.
Конечно, наибольшее количество тех, кто выступал за мирные переговоры, было в прошлом году во время объявления военной мобилизации.
Когда после спада интенсивности мобилизации испуг ушел, то количество тех, кто за переговоры выступает, снизилось, но в целом мы видим, что оно преобладает. По нашим данным, ниже половины это число не опускалось. Преобладает такое желание: пусть все это скорее закончится и нас не касается, отстраненность сохраняется. Значительная часть продолжает смотреть за происходящим в Украине, но наиболее внимательно за ситуацией наблюдают те, кто поддерживает действия российских войск. А те, кто не поддерживает, замыкаются в своем пузыре. Как люди объясняют, это наблюдение — довольно травмирующий для них опыт, особенно, когда сделать с этим ничего нельзя. Как говорят наши респонденты, ресурс на переживания исчерпан. Они, конечно, продолжают следить, но уже меньше эмоционально вовлекаются.