В издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга профессора истории Новой школы социальных исследований (Нью-Йорк), специалиста по культурной истории XX века Эли Зарецки «Тайны души. Cоциальная и культурная история психоанализа».
Более чем столетняя история психоанализа полна неожиданных и драматических поворотов. Получив признание в качестве вдохновляющего языка человеческой эмансипации, он сыграл центральную роль в появлении модернизма в 1920‑е годы, оформлении британской и американской версий «государства всеобщего благосостояния» в 1940–1950‑е, возникновении бунтарского радикализма в 1960‑е, движения за гендерные права и сексуальные идентичности в 1970-е. Но одновременно психоанализ сделался оплотом ксенофобских предрассудков, блокирующих политическое участие, в какой-то момент стал вырождающейся профессией и даже превратился в «псевдонауку».
С любезного разрешения издательства публикуем фрагмент, посвященный современному состоянию психоанализа и его возможному будущему.
С 1960-х годов некогда величественный психоаналитический проект начал разваливаться на части. С потерей сначала научного, а потом и культурного измерения фрейдизм как таковой оказался словно брошенным на произвол судьбы. И все же аналитическая профессия даже тогда не ограничивалась простым выживанием. Как и в период Реформации, когда сакральная власть перешла в руки обычных мужчин и женщин, рядовые психоаналитики продолжали свои повседневные труды. Фактически, долго откладываемая деидеализация психоанализа состоялась именно в тот момент, когда обновившиеся и сделавшиеся более скромными психоаналитические сообщества обратились внутрь, переосмыслили себя в кулуарах больших перемен и разработали новый эклектический синтез.
Предпосылкой для такого сдвига стало упразднение гегемонии, которой в рамках психоанализа пользовалась американская эго-психология. По мере того как 1960-е подходили к концу, эго-психологи теряли свои позиции в медицине, а вместе с ними и умение сказать что-то свежее. В письме, направленном в 1979 году в The New York Times, президент Нью-Йоркской психоаналитической ассоциации Алан Айсниц защищал Фрейда, ссылаясь на его «влиятельные идеи» — например, о соперничестве между братьями и сестрами или особой роли сновидений — и «глубокое проникновение в мир воображения и творчества», но при этом даже не попытался обрисовать аналитический проект как единое целое. Спустя десятилетие президент Международной психоаналитической ассоциации Роберт Валлерстайн описывал теоретические построения, разделяемые психоаналитиками, — эго-психологию, теорию объектных отношений, лаканианство — как «впечатляющий набор объяснительных метафор <…> плюралистичную совокупность символов веры». А британский социальный антрополог Мэри Дуглас сравнивала североамериканский психоанализ с «кораблем, когда-то снаряженным для великого путешествия, но теперь оказавшимся на приколе с убранными парусами и свернутыми канатами. И дело не в том, что теоретические ветра, прежде толкавшие его вперед, совсем стихли. Ему теперь просто некуда и незачем плыть».
Воспользовавшись тем, что медицинская сердцевина рассыпалась на части, женщины и геи предприняли решительные меры, нацеленные на овладение психоаналитической профессией в США.