На фоне прочей ушедшей вместе с докризисной роскошью натуры особо колоритно смотрелись корпоративные вечеринки, они же – заказники. Нет, они еще кое-где случаются, конечно, но функцию бесперебойной кормушки для российских поп-звезд выполнять перестали. Ведь раньше как было? Агент или промоутер, получивший заказ на составление культурной программы для новогоднего праздника какого-нибудь металлургического комбината или же для дня какого-нибудь города, обращался в крупный продюсерский центр, имеющий в своей обойме пару-тройку больших звезд и десяток исполнителей помельче, отметившихся, дай бог, в одной из «Фабрик звезд» или в «Народном артисте». Менеджмент продюсерского центра сбывал артистов оптом, крупные рыбы получали соответствующий статусу гонорар, а те, что отметились максимум одним со скрипом ввернутым в эфир «Муз-ТВ» хитом, могли рассчитывать на пару-тройку тысяч у.е., что, в принципе, более чем достаточно, чтобы снимать в Москве квартиру, ну и, в принципе, неплохо жить. Теперь заказчик экономит, ему нужны большие, желательно ностальгические имена и нормальное качество. Маленькие артисты, не удосужившиеся нажить себе хоть какую-нибудь аккомпанирующую группу и хоть получасовую программу, стонут – заработок мельчает, жизнь дорожает, тут уж не до звездного пафоса – выжить бы.

Первое июля нанесло по конвейерной продюсерской поп-музыке еще один удар. Закрылись казино, которые много лет давали работу артистам как первого, так и прочих эшелонов. Исполнители типа «Блестящих» или, скажем, певца Данко, то есть, самый чернозем, самый гумус поп-индустрии, всегда могли рассчитывать на ангажемент в московских казино, но если у «Блестящих» регулярно появлялись хиты, то условный Данко – это категория артистов, чья жизнь – бесконечное доение одного-двух шлягеров. Посетители казино были публикой не очень привередливой, их вполне устраивали эти три знакомые ноты и смутно припоминаемая физиономия на сцене. Теперь, поговаривают, даже такие заметные персонажи, как «Иванушки Int.» близки к депрессии. Корпоративы сдулись, казино закрылись, альбомы не продаются, и значит, остается самое неприятное – гастрольная работа, то есть вещь гораздо более трудоемкая и не всегда также высоко оплачиваемая. В регионах у людей денег больше не стало. О высоких гонорарах можно забыть, а главное – надо по-настоящему работать. Не просто под фонограмму, а с полной артистической выкладкой, чтобы народ понимал, за что отдает последнее. Логично было бы предположить, что в выигрыше остается рок-музыка. В этом жанре живое искреннее исполнение – принципиально важная составляющая, рокеры не столь прихотливы в быту и не столь обременены телевизионной популярностью, чтобы блюсти статус. Однако, для многих из них корпоративы тоже были не последним источником заработка, да и выступлениями в казино гнушались не все. Кто бы мог подумать, что настанет день, когда факторов, объединяющих рок-н-ролльщиков и поп-исполнителей, будет больше, чем разделяющих. Перед идеологическими противниками стоит сейчас не только проблема потери одних и тех же статей дохода. Они в одинаковой степени обезоружены новой ситуацией с продвижением своего творчества. Основные музыкальные каналы давно не стесняются того, что за эфиры надо платить. В этом году активно заговорили о платном размещении песен на радио, в частности – на станциях «Русской медиа-группы». Последняя на днях порадовала автора этих строк рассылкой следующего содержания: «С июля по распоряжению руководства изменились правила размещения новостей на сайте «Русского Радио». Для артистов первой величины стоимость услуги составляет 7 тысяч рублей в год. Для исполнителей, чьи композиции не звучат в эфире «РР», но кто нуждается в нашей информподдержке, стоимость услуги – 7 тысяч рублей в месяц. Кроме новостей, мы предлагаем открыть на сайте персональную страницу в разделе «Артисты от А до Я» (3 тысячи рублей единовременно) и завести звездный блог, где можно размещать свои аудио и видео (также 3 тысячи единовременно)». То есть платить нужно не только за размещение песни, но и за информацию о себе. Конечно, ни на одном сайте вы не найдете официального прайс-листа, описывающего порядок размещения песен в эфире. Однако, участники рынка действуют, исходя именно из этой ситуации. Кто-то, как и раньше, закладывает затраты на эфиры в бизнес-планы будущих проектов. Кто-то, напротив, в принципе не учитывает в них телевидение и радио и бросает все силы на интернет и клубные концерты. Сейчас справедливы самые смелые прогнозы: кто-то из рок-музыкантов вполне может нацелиться на опустевшие поп-ниши, кто-то из эстрадников совершенствует звучание своих групп, чтобы поразить публику живым исполнением. В любом случае, денег на этом рынке стало меньше, и борьба за них обостряется.