Владимир Путин

Владимир Путин

Kremlin.ru

У российского режима все отчетливее проступают тоталитарные черты, хотя большинство политологов все еще считают его авторитарным. В чем разница между этими двумя моделями правления? Что такое «полутоталитаризм»? Могут ли Путин и его окружение построить в России Северную Корею 2.0 с тотальным ограничением прав и свобод граждан? В чем заключается идеология президента России? Об этом Фарида Курбангалеева поговорила с экспертом Центра Карнеги Андреем Колесниковым.

«В авторитарном обществе единомыслие желательно, но не обязательно, достаточно просто имитировать подчинение»

То, что власти активно взялись за тему абортов вкупе с продолжающейся милитаризацией общества и ужесточением репрессий, наводит на мысль, что режим дрейфует в сторону тоталитарного. Насколько справедливы такие опасения?

— Это, безусловно, связанные вещи, потому что тоталитарность предполагает возвращение традиционалистского сознания и в том числе стремление контролировать способы воспроизводства населения. Ведь в России на самом деле нет проблемы абортов. Количество абортов примерно равняется европейским показателям. У нас люди знают и о контрацепции, и о планировании семьи.

Другое дело, что в тоталитарном государстве современного типа (или полутоталитарном, скорее) люди не хотят воспроизводиться ввиду некоторой опасности того, как себя ведет государство, которое ими управляет. Потому что идут боевые действия, мужчины уходят на войну, создается неопределенность с доходами и с тем, как строить семью. Эмиграция существенной части мужского населения — это тоже фактор, который не способствует рождаемости. Ну не бывает в воюющей стране серьезного воспроизводства населения.

И все это собираются замещать борьбой за рождаемость любой ценой. О чем, собственно, и говорили и министр здравоохранения, и дама-сенатор: нужно вернуться в прежние времена, в традиционное общество и рожать детей.

Это принуждение к рождению — безусловно, элемент тоталитарного общества, которое совершает насилие над человеком и вторгается в его частную жизнь.

Между тем великий демограф Анатолий Григорьевич Вишневский еще в советское время писал, что важно не сколько рожает женщина, а насколько самостоятельно она принимает это решение.