Симфонический оркестр, чьи репетиции воспел Федерико Феллини, – это арена, на которой разворачиваются сегодня основные события классической музыки. В мире сотни симфонических оркестров. Симфонический оркестр города – одно из его лиц, такое, как известный архитектурный памятник, историческое событие, народная забава, промышленный гигант или спортивная арена. Такие названия, как Бостон симфонии, Лондонский королевский, оркестр ВR (баварского радио, Мюнхен) и так далее, многое говорят профессионалам и изощренным amateurs – любителям музыки. Дирижер, как известно, – тот, кто приводит всю эту машину (100 человек с музыкальными инструментами наперевес) в действие, подобно Создателю, вдыхая душу в готовое, но безжизненное тело. В общем, как говаривал Римский-Корсаков, дирижерское дело темное. Как это получается у иных (а у других – нет, не получается) – одна из величайших загадок музыки. В дело идет жест как основной рычаг воздействия, речь, административный ресурс и, наконец, нематериальный актив – некое энергетическое воздействие, магнетизм особый или харизма. Умение внушать свои убеждения. Дирижерам не легче будет, чем политикам, хоть нужно убедить и не миллионы населения, а сотню конкретных музыкантов, но каждый из этой сотни слишком хорошо понимает, о чем речь, и заранее дирижера не любит, сразу по многим причинам, о которых сейчас нет нужды распространяться, поскольку речь пойдет о дирижере, которого почему-то все, с кем ни поговори, любят. Взглянем на рейтинг* лучших оркестров мира прошедшего сезона, опубликованный в журнале «Граммофон». 8 позиций из двадцати занимают североамериканские оркестры (к вопросу о низком уровне классической культуры в этой стране). Три наших оркестра (два питерских и один московский) на 14, 15 и 16 строке. Берлин, Вена и Лондон впереди – это традиционно. Японцы и чехи в хвосте. На первой строчке – оркестр Концертгебау из Амстердама. На шестой – оркестр Баварского радио, Мюнхен. Обоими этими, без преувеличения, великими коллективами, сегодня руководит 66-летний Марис Янсонс, россиянин по паспорту, латыш по национальности, петербуржец по «прописке» (его квартира находится в знаменитом «Толстовском доме» на Фонтанке, чьи дворы в стиле модерн с фонарями на цепях в арках стали одной из визитных карточек питерского модерна). На вопрос о том, что такое главный дирижер оркестра, Маэстро Янсонс, не только один из самых значительных музыкантов сегодняшних дней, но и из тех, что делают погоду в этом небе, скромно и обстоятельно начинает отвечать, объясняя, как хорошо иметь свой оркестр и реализовывать с ним последовательно свои планы. Так мог бы рассуждать молодой дирижер, получивший наконец-то место где-то в глубокой провинции. Потомственный музыкант, сын дирижера Арвида Янсонса, что был вторым дирижером «Заслуги»** в бытность Мравинского, Марис учился в Питере и здесь же делал свои первые шаги. В юности ему посчастливилось поучиться в Вене, постажироваться в Зальцбурге, на самом престижном из европейских фестивалей, под оком Караяна. И все-таки старт его карьеры звездным не назовешь, несмотря на победу в 1971 году на дирижерском конкурсе Караяна в Берлине. Не было в Янсонсе ослепительной яркости молодого Темирканова, самобытности и натиска появившегося позже Гергиева. Был очень профессиональный, безупречный с точки зрения личностных качеств, дирижер, которого отличало владение особым искусством общения с оркестром – этот стиль у нас называется «западным» – уважительное, корректное, но твердое. Взаимоотношения оркестра и дирижера – это богатая для развития тема. Мравинского, руководившего оркестром Ленинградской филармонии на протяжении 50-ти лет, вплоть до самой смерти в 1988 году, русского аристократа и деспота, оркестранты боялись до колик в животе. Темирканова оркестранты тихо обожают, но опасаются: горяч, непредсказуем. Гергиев, подобно Петру Первому, создал империю на костях рабов, перемолов в своей мясорубке сотни, тысячи музыкантских жизней. В Петербурге, постоянно работая с «Заслугой», Янсонс не имел своего оркестра. Он был «запасным». С 1979 года стал руководить молодым симфоническим оркестром в Осло (в те времена даже таким титанам, как Рождественский и Светланов, выкручивали руки, когда речь шла о зарубежных контрактах, поскольку, согласно очередному постановлению, советский артист не имел права находиться за рубежом более 90 дней в году). А Марис как-то прошел между струй дождя, не эмигрировал, а медленно, но верно, делал карьеру на Западе. Его следующее назначение – главным приглашенным дирижером ЛСО (Лондонский симфонический, 1992 – 97) автоматически включало его в мировую дирижерскую элиту. За этим последовал пост Главного дирижера в Питтсбурге (1997 – 2004). В 2003 году низы захотели, а верхи смогли избрать его Главным дирижером хора и оркестра Баварского радио, одной из немецких культурных святынь, за пультом которого стояли Вагнер и Рихард Штраус, а еще через полгода ему сделали предложение, от которого невозможно было отказаться – аналогичный пост в королевском оркестре Концертгебау, Амстердам. В мире тысячи дирижеров, сотни активно работают, несколько десятков признаны выдающимися. А руководить сразу двумя лучшими в Европе коллективами пригласили одного дирижера. Мариса Янсонса. Кажется, комментарии излишни. Это очень вежливый и интеллигентный человек безупречных манер, из тех, что будут одинаково уважительно беседовать и с министром, и с уборщицей. Рядом с ним всегда его жена – верный друг и любимая женщина, и теплоту их отношений невозможно не почувствовать даже при мимолетной встрече. Он погружен в музыку, и, в то же время, целеустремлен и успешен в решении сугубо материальных, организационных вопросов, что стоят во главе угла существования оркестров. В начале этого сезона, в кризис, ему удалось выхлопотать в голландском правительстве повышение зарплат своим оркестрантам в Амстердаме. Он ведет планомерную осаду немецких министров, убеждая их в необходимости построить новый концертный зал в Мюнхене. Он – человек европейской культуры с менталитетом жителя Евросоюза. Родившийся и выросший в СССР, никогда не эмигрировавший, сохранивший лояльность своей стране, Янсонс при этом – совсем «не наш» человек в смысле отношения к людям и к работе. Неброской внешности, «непубличный» в том смысле, который вкладывают в это слово наши СМИ. Апрельский 2009 года гастрольный тур Мариса Янсонса с «баварцами» – Загреб, Москва, Санкт-Петербург – явил слушателям этих концертов нечто совершенно непередаваемое словами. Нам словно привезли кусочек Европы – на блюдечке с каемочкой. Величие культурных традиций и протестантский ежедневный, подвижнический труд, дающий на выходе изделие поразительного качества. Страстное эмоциональное послание – и смирение перед величием Создателя. Под конец баварцы, вошедшие в раж, решили вспомнить на бис бряцанье военных маршей вроде «Битвы при Люцерне». Что ж, традиции живы, удовлетворенно отметили все. В общем, Марис Янсонс добыл-таки для нас олимпийский огонь. Будем молиться о его здоровье. _______________________________________________ * 1 Королевский оркестр Концертгебау, Амстердам 2 Оркестр Берлинской филармонии 3 Оркестр Венской филармонии 4 Лондонский симфонический оркестр 5 Чикаго симфони 6 Оркестр Баварского радио 7 Кливлендский оркестр 8 Лос Анджелес филармония 9 Будапештский фестивальный оркестр 10 Дрезденская Штаатскапелла 11 Бостон симфони 12 Нью-Йоркская филармония 13 Сан Франциско симфони 14 Оркестр Мариинского театра 15 Российский национальный оркестр 16 Оркестр Санкт-Петербургской филармонии 17 Лейпциг Гевандхауз оркестр 18 Метрополитан оркестр 19 Сайто Кинен симфонический оркестр 20 Чешская филармония ** Сокращенное название Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии.