Си Цзиньпин перед переговорами с Урсулой фон дер Ляйен и Шарлем Мишелем. Пекин, 7 декабря 2023 г.

Си Цзиньпин перед переговорами с Урсулой фон дер Ляйен и Шарлем Мишелем. Пекин, 7 декабря 2023 г.

Xinhua/Global Look Press

Итак, в китайской столице 7 декабря состоялся первый с 2019 года очный саммит Китай — Евросоюз, призванный, как объявили накануне этой встречи в Пекине, «создать условия для будущих отношений, укрепления прагматического сотрудничества и решения проблем путем диалога и консультаций». Указанные «условия» стороны пытались выработать в ходе состоявшегося «обмена мнениями по стратегическим и глобальным экономическим вопросам».

Мало кто из наблюдателей верил в успешный результат усилий сторон, и вот почему.

Ведь «мнения» есть озвучиваемые позиции друг друга, последние же основываются на ценностях и интересах, часто сталкивающихся. Сторонам это прекрасно и давно известно. А раз так, раз позиции неизбежно диссонируют, то возникают труднопреодолимые преграды для создания «условий для будущих отношений».

«Путин принимает решения, исходя из собственных национальных интересов и безопасности»

На брифинге в пекинском представительстве 8 по итогам переговоров глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен охарактеризовала путинскую СВО в Украине как «вопиющее нарушение международного права и Устава ООН» и «серьезную угрозу европейской безопасности». «Именно поэтому мы напомнили /Пекину/ о необходимости того, чтобы Китай использовал все свое влияние на Россию, чтобы та прекратила эту агрессивную войну и включилась в формулу мира в Украине».

Реагируя на сказанное Урсулой, официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь вновь повторил «призыв Китая к немедленному прекращению огня на Украине и открытию переговоров между западными лидерами и президентом России Владимиром Путиным по вопросам европейской безопасности и стратегической стабильности». И далее он же, переведя стрелки с Китая на Запад, добавил: «Иногда европейские политики говорят нам, что Китаю нужно поговорить с Россией, поговорить с президентом Путиным о выводе их /российских/ солдат». Но как тут поговоришь, продолжил Ван, если Россия: «Это очень независимая, суверенная страна. Президент Путин принимает решения, исходя из собственных национальных интересов и безопасности».