В издательстве Corpus выходит книга «Наукообразная чушь. Разоблачение мошенничества, предвзятости, недобросовестности и хайпа в науке».
Чтобы определиться со своим мировоззрением и принимать взвешенные решения, влияющие на нашу жизнь, нам среди прочего необходимо сформировать свое отношение к высказываниям экспертов и результатам научных исследований. «Ученые врут и все скрывают» или «ученые доказали, значит, так и есть»? Между двумя этими крайностями лежит огромное поле неоднозначности, и книга Стюарта Ричи помогает нам сориентироваться на нем, найти свою позицию. Приводя потрясающие воображение примеры, Ричи описывает системные проблемы в публичном освещении научных работ и устройстве самой научной деятельности, позволяя критически переосмыслить все, что мы читали, смотрели и слушали о науке до сих пор.
«Стюарт Ричи собрал и классифицировал, пожалуй, самую полную коллекцию примеров научной недобросовестности, и местами его книга читается как детектив, а местами — как роман ужасов. Но важно, что он не остановился на этом и предложил возможные пути улучшения ситуации; не все из них бесспорны и реалистичны, но все заслуживают обдумывания и обсуждения», — считает Михаил Гельфанд, доктор биологических наук, профессор, член Европейской академии.
С любезного разрешения издательства публикуем в сокращении главу «Хайп».
Следующая история о контакте с инопланетянами правдива. И под правдивостью я имею в виду лживость. Все они лживы. Но это ложь увлекательная. В конце‑то концов, не это ли настоящая правда? Ответ — нет.
Леонард Нимой, «Симпсоны»
В 2010 году журнал Science опубликовал статью исследователей из НАСА, в которой описывался штамм загадочных бактерий, обитающих в калифорнийском озере Моно. Это странное место: мало того, что вода там сильнощелочная и раза в три солонее, чем в океане, так над поверхностью озера еще возвышаются причудливых форм, похожие на сталагмиты башни из известняка, которые выглядят так, будто попали туда прямиком со съемочной площадки научно-фантастического фильма. Подходящий антураж для ученых, жаждущих исследовать некоторые из самых экзотических видов в мире и посмотреть, какие уроки те могут преподать нам о химии жизни на других планетах.
Согласно результатам исследования, проведенного под руководством микробиолога Фелисы Волф-Саймон, адаптация бактерий к экстремальным условиям в озере привела к двум уникальным явлениям. Во-первых, они росли и размножались в среде, которая почти не содержала фосфора — а он считался одним из элементов, необходимых для всех форм жизни. Во-вторых, и это даже поразительнее, причина процветания была в том, что бактерии, названные Волф-Саймон GFAJ-1, изменили саму основу собственной ДНК, заменив фосфор на элемент, имеющийся в озере Моно в избытке, — на мышьяк. Конечно же, хорошо известно, что мышьяк — яд, и это сделало результат вдвойне удивительным: не только неслыханно было, чтобы другой элемент заменил в молекуле ДНК фосфор, но и мышьяк, особенно в таких высоких концентрациях, обычно токсичен. Для GFAJ-1 это очевидно не так: для них мышьяк (если точнее, арсенат, одно из соединений мышьяка, часто встречающееся в природе) играл противоположную роль, поддерживая жизнь бактерий. Если бы результаты подтвердились, они не просто исполнили бы желание автора «дайте Фелисе работу», что, кстати, и зашифровано в названии бактерий (GFAJ — Give Felisa a Job). Они изменили бы наше представление о жизни как таковой. Волф-Саймон, безусловно, осознавала значение своего открытия: на пресс-конференции при объявлении результатов она описала, как они с коллегами «приоткрыли дверь к возможным формам жизни в других уголках Вселенной».
Пора рвать учебники? Не торопитесь.
Все так. Но замечу не было бы так и автор свою книжку бы не написал. Перекрестное опыление сталбыть
Так-то оно конечно верно. Но делая научные публикации и книги менее show-off, наука еще больше будет проигрывать "Тик-токам", успех которых, как раз, основан на простоте и "громкости" заявлений. Низкий порог доступа к медиа уже обесценил экспертизу. Потому у нас такой расцвет невежественных теорий и откровенной глупости самого низкого уровня (да, глупость тоже может быть разной, я считаю). А тут предлагается сделать науку еще более "серой", а значит еще менее популярной и менее заслуживающей внимания. Я понимаю почему, но как выйти из этого тупика не ясно.
Не удивлен, что такое происходит с учеными из стэнфорда и йеля. Элитные школы давно уже забиты детьми, которых родители накрутили на успех настолько сильно, что они не только лишают себя развлечений и отдыха, но и создают токсичную атмосферу бесконечной гонки за оценками для других детей. Неудивительно, что потом такой человек пойдет на любой обман, когда поймёт, что чтобы безоговорочно стать успешным мало просто хорошо учиться, но нужно иметь воображение и удачу. И вишенка на торте то, что выпускники этих вузов во взрослой жизни в среднем менее продуктивны.
Не уверена, что именно конкуренция при поступлении приводит к формированию токсичной культуры в исследовательских центрах. Это, скорее, борьба за гранты, частные и государственные, в которой используются шумные PR-кампании.
Напротив, у нас есть печальный опыт, когда в отсутствие конкурентной среды щедрые гранты получают особо приближенные без особых научных заслуг.