
Кадр из мини-сериала Первого канала "Переведи ее через Майдан" (режиссер Глеб Алейников)
kinopoisk.ru
Дело было в конце 80-х. Жили-были два брата — Игорь и Глеб Алейниковы. Талантливые ребята, родившиеся и выросшие в Грозном. Потом Глеб объяснял, что именно этим обусловлено их стремление к свободному искусству — дескать, родившийся на Кавказе лелеет независимость и свободу как принцип существования. Тезис спорный, но пусть, раз он так считает. По крайней мере грандиозный проект братьев, названный ими «параллельное кино», действительно отличался свободой, независимостью — во всех отношениях — и смелостью. Авангардное кино, который начали производить братья, для отечественных просторов было в новинку. Фильмы «Трактора» (1987), «Жестокая болезнь мужчин» (1987), «Постполитическое кино» (1988) с серьезным лицом высмеивали коммунистическую идеологию и ее символику, что по тем временам, даже учитывая уже очевидный закат системы, было смело.
Вскоре под названием «параллельное кино» объединилась группа независимых кинематографистов, позиционирующих себя как движение единомышленников, — кроме братьев Алейниковых, в условную команду вошли Борис Юхананов, Евгений Юфит, Евгений Кондратьев, Петр Поспелов и другие. Устраивали показы в клубах, прятались от КГБ, заинтересовавшегося новым течением в кинематографе и справедливо заподозрившего нелояльность к системе. Но система уже рушилась, и выходить на зрителя становилось все проще. Через некоторое время «параллельщики» создали клуб «Синефантом» с киностудией и газетой, собравший под своей «крышей» всех сочувствующих. Один из застрельщиков параллельного кино Борис Юхананов возглавил Электротеатр Станиславского, ставший главной площадкой российского киноавангарда. Параллельное кино перестало быть перпендикулярным к официальному.
Игорь Алейников погиб в 1994 году в авиакатастрофе. Глеб Алейников перестал снимать как режиссер, время от времени продюсируя фильмы коллег, а основной его стезей стала работа на телевидении — канал «Россия», СТС, Муз-ТВ. Но клуб «Синефантом» не бросил — по-прежнему его возглавляет и продвигает в избранные массы киноавангард.
Слишком долгий зачин получился, извините. Но необходимый. А основная часть такова: в марте этого года Первый канал начал показ сериала Глеба Алейникова «Переведи ее через Майдан» (деньги — от Института развития интернета).
Не так все элементарно. Это не только животный инстинкт. Еще Лев Гинзбург в "Потусторонних встречах" (1969 год!) объяснял, что люди изменяются под действием идеологии. Какова идеология, таков и человек, попавший в ее лапы. Фашизм Гитлера - один пример. Социализм Ленина-Сталина - другой. "Русский мир" Проханова-Дугина-Ахиезера и пр. - это наш случай. И вся страна в этом дурмане...
Автор чуть задел и повыше инстинкта: "...это уже не вопрос выживания. Это дальше и глубже. (Куда глубже — не скажу, ....)
Можно со всем согласиться (кроме того, что Сукачёв, Галанин и тем более, прости Господи, Рома Зверь были фронтменами русского рока). Но столько про баррикады от кинокритика это, наверное, немножко перебор