Фото: ютуб-канал Собчак
На ютуб-канале Ксении Собчак вышло более чем двухчасовое интервью с бывшим редактором крупнейшего оппозиционного белорусского телеграм-канала Nexta Романом Протасевичем. В 2021 году самолет, на котором он и его девушка Софья Сапега летели из Афин в Вильнюс, принудительно посадили в Минске под предлогом полученного сообщения о бомбе на борту. Протасевич и Сапега были задержаны. Журналист стал сотрудничать со следствием и в 2023 году получил восемь лет колонии по делу о «заговоре с целью захвата власти», но позже был помилован. Сапегу приговорили к шести годам лишения свободы и тоже помиловали, она вернулась в Россию, а Протасевич остался жить в Беларуси. Недавно Романа освободили от штрафа в размере почти 8 млн долларов, после чего он смог улететь в Дубай на отдых с новой девушкой.
Протасевич — некогда один из организаторов массовых протестов в Беларуси и рупор местной оппозиции — сейчас работает сварщиком на заводе и стал винтиком государственной пропаганды. В интервью Собчак, которое было записано в Беларуси (в нем также участвовал Григорий Азаренок — один из ключевых белорусских пропагандистов, который на примере Протасевича говорит о том, что в стране «безопасно» и «абсолютная свобода слова», если не ругать Лукашенко), он признался, что осознанно уничтожил свою репутацию и обменял ее на свободу, для этого давал показания на оппозиционеров (в том числе на бывшую соперницу Александра Лукашенко на президентских выборах Светлану Тихановскую, — прим. Republic). По его словам, в Беларуси в настоящее время живут «нормально». Свое решение о сделке со спецслужбами он объясняет так: политзаключенный не обязан быть героем и страдальцем. Собчак при этом считает, что «мы [в нынешней России] все немножко Роман Протасевич». Интервью вызвало немало критики среди представителей белорусской и российской оппозиции. Republic приводит главные цитаты Протасевича и реакцию на его разговор с Собчак.
О чем говорили в интервью
Работа на заводе и настроения рабочих
Роман Протасевич рассказал, что за работу сварщиком на Минском электротехническом заводе имени Козлова получает 2,2–2,5 тысячи белорусских рублей (64–73 тысячи российских рублей). По его словам, на такие деньги можно хорошо жить в Минске, особенно учитывая, что не нужно арендовать квартиру, так как у него есть собственная, доставшаяся от родителей. «Мне нормально», — отмечает он и добавляет, что сердцем и душой все еще остается в журналистике, хочет возобновить обучение в БГУ.
Вспоминая события 2020 года, когда рабочие Минского завода колесных тягачей кричали Лукашенко «уходи», Протасевич замечает, что тогда это действительно было массовым явлением, но сейчас протестных настроений среди рабочих якобы нет, люди смирились: «Кто-то уехал, кто-то оказался в местах не столь отдаленных, кто-то притих».