Немецкий линкор «Тирпиц» в 1942 году. Фотография с американского самолёта-разведчика

Немецкий линкор «Тирпиц» в 1942 году. Фотография с американского самолёта-разведчика

Фото: Wikipedia

Кажется, ни один корабль в военно-морской истории не имел такой странной судьбы как гордость Кригсмарине и любимое детище Адольфа Гитлера — линейный корабль «Тирпиц». На момент спуска на воду тот линкор был одним из мощнейших боевых кораблей своего класса.

Однако за всё время службы он лишь единожды принял полноценное участие в боевой операции. При этом долгие три года он служил главным пугалом для всего флота союзников. Прежде всего — англичан, которые приложили титанические усилия, чтобы вывести «Тирпиц» из строя. Это удалось им только ближе к самому концу войны — в ноябре 1944 года.

Германия возвращается на море

Версальский договор, подведший итог Первой мировой, существенно ограничил возможности Германии развивать свой военно-морской флот. Подводные лодки немцам не полагались вовсе. Стране позволили иметь только шесть линкоров устаревшего типа, шесть легких крейсеров, двенадцать эсминцев и столько же торпедных катеров.

«Баден», германский линкор времён Первой мировой. В 1921 году сильно повреждённое судно окончательно уничтожили захватившие его англичане

Фото: Wikipedia / www.dirkcordes.de

Ещё во времена Веймарской республики каждое последующее правительство Германии заявляло о необходимости пересмотра Версальских договоренностей. А сразу после прихода Адольфа Гитлера к власти эти ограничения стали предметом яростных атак со стороны нацистов.

Неожиданным союзником нового режима здесь стала Великобритания — в ту пору ещё ведущая морская держава планеты.

В 1935 году, без участия Франции или какой-либо другой бывшей державы Антанты, было заключено сепаратное англо-немецкое соглашение. Согласно документу, Гитлер получил возможность построить такое количество кораблей, которое бы составляло максимум 35% от британских ВМС.

«Для военно-морского флота и для меня лично, — писал впоследствии в мемуарах командующий Кригсмарине Эрих Редер, — в период между двумя мировыми войнами не было более важного политического события, чем заключение англо-германского военно-морского договора 1935 года. Он означал конец периоду германского плена, который начался Версальским миром».

Другими словами, Германия теперь могла построить в общей сложности пять линкоров, два авианосца, 21 крейсер и 64 эсминца. Нацисты немедля взялись за дело. В мае того же 1935 года были заложены два однотипных линейных корабля «Шарнхорст» и «Гнейзенау».

Переговоры перед подписанием соглашения 1935 года. Слева на переднем плане — британский премьер Невилл Чемберлен, апологет печально известной «политики умиротворения»

Фото: Bundesarchiv, Bild 183-H12751 / CC-BY-SA 3.0

Правда, частично планы немецких судостроителей ограничивало Вашингтонское морское соглашение от 1922 года — одна из многих неудачных попыток человечества каким-то образом прислушаться к голосу разума после Первой мировой. Этот документ, который должен был предотвратить гонку вооружений на море, вводил лимиты по водоизмещению для боевых кораблей 35 тысячами тонн и по калибру палубной артиллерии 406 миллиметрами.

Однако к середине 30-х годов большинство стран стали забывать про взятые на себя обязательства. Сначала Италия, а затем Франция заложили свои линкоры с водоизмещение в 40 и 37 тысяч тонн соответственно. Ответом Германии стали линкоры типа «Бисмарк» — самые крупные и самые мощные боевые корабли, когда-либо построенные в немецких доках.

Бронированные близнецы

Их было всего два: собственно «Бисмарк», названный в честь великого объединителя немецких земель, и его брат-близнец «Тирпиц», окрещённый в честь министра флота и военного теоретика времен кайзера Вильгельма II, Альфреда фон Тирпица — видного апологета неограниченной подводной войны.