
«Тирпиц, это для тебя!»: британский лётчик оставляет надпись на снаряде перед очередной атакой на германский корабль («Операция "Тангстен"»). Апрель 1944 года
Фото: Wikipedia / Hudson, F A (Lt), Royal Navy official photographer
Есть избитое выражение: генералы всегда готовятся к прошедшей войне. Нередко этим же грешат и политики. Так, в 1930-х годах Адольф Гитлер настоял, чтобы Кригсмарине пополнили два крупнейших для своего времени линкора-близнеца: «Бисмарк» и «Тирпиц». Во многом это был символический жест, призванный перечеркнуть былые унижения имперской чести Германии путами Версальского договора.
С началом же новой мировой войны выяснилось, что она сильно не походит на предыдущую. Гиганты-линкоры уже не столько повелевали морями, сколько трусливо отсиживались в бухтах от вездесущих самолётов с подлодками. Тем не менее, для англичан избавиться от «Тирпица» было делом чести: и потому, что на свет этот корабль-монстр появился с разрешения их королевства, и поскольку гигант влиял на ход войны одним своим существованием.
От него кровопролитие ждали, а он Шпицберген обстрелял
Первый раз Кригсмарине задействовал линкор в марте 1942 года для перехвата конвоев PQ-12 и QP-8, шедших от западных союзников в СССР и обратно. Немецкому соединению удалось потопить только один советский лесовоз, после чего корабли обнаружили лётчики с британского авианосца. Германский штаб, опасаясь за сохранность «Тирпица», свернул операцию. Англичанам удалось сбросить на линкор несколько торпед, но все они прошли мимо цели.
Следующая операция с участием линкора ставила целью перехват легендарного конвоя PQ-17, соединявшего Исландию и Мурманск. Его работа началась в конце июня 1942 года. Перевозимые грузы имели для СССР колоссальное значение — как раз в эти дни войска вермахта начали операцию «Блау», наступая на Воронеж и Сталинград. Но Гитлер так долго раздумывал, рисковать ли ему своим последним суперлинкором, что англичане решили исход операции за него.
«Тирпиц» выходит в море с кораблями эскорта. Норвегия, 1942 год
Фото: Bundesarchiv, Bild 183-J19316 / Boeckmann / CC-BY-SA 3.0
Первый лорд Адмиралтейства Дадли Паунд, опасаясь атаки «Тирпица», распорядился распустить группу сопровождения транспортов. Теперь они были должны добираться до советских портов самостоятельно. Необходимость в использовании «Тирпица» таким образом отпала ,а разгром оставшихся без защиты судов PQ-17 довершили подлодки и самолёты немцев. В результате 24 транспорта и вспомогательных судна пошли ко дну и это была самая большая единовременная потеря союзного флота за все годы войны.
Нацисты не пропустили в Советский Союз 210 самолетов, 430 танков, 3350 автомобилей и 100 тысяч тонн других важных грузов
Не поленился, посчитал по английской Вики - всего с 1906 года было построено 174 корабля класса линкор (Дрендоут и Баттлшип у них).
Дальнейшее изучение темы показало, что всего эти корабли с 1906 года и до момента списания приняли участие в 16 сражениях (плюс-минус 2), и из 174 линкоров в бою было потеряно 11.
Удивительно бесполезная вещь оказалась, на которую буквально весь мир тратил совершенно баснословные деньги!
Линкоры всех флотов в МВ2 показали себя очень слабо. Тем не менее советские адмиралы ещё долго за них цеплялись и только Хрущёв смог избавиться от них в рамках общего сокращения и перевооружения ВС СССР в середине 1950-х.
За что, кстати, на него сильно обиделись на флоте.
И не только на флоте. После сокращения армии на треть очень много офицеров отправили в отставку без выплат по выслуге, квартир и гарантированного трудоустройства. Зато сразу нашлись деньги на массовое жилищное строительство.