Дональд Трамп

Дональд Трамп

Фото: POOL/Keystone Press Agency/Global Look Press

Для западного политикона 2024 год ознаменовался началом давно обсуждавшегося поворота вправо. На летних выборах в Европарламент значительно усилили свои позиции консерваторы и евроскептики вроде французского «Национального объединения» и голландской «Партии свободы», в австрийском Национальном совете больше всего мест отныне у националистов — из еще одной «Партии свободы», а в земельном парламенте Тюрингии — у «Альтернативы для Германии». Кульминацией же правого реванша стало, разумеется, возвращение Дональда Трампа на пост президента США, объединившее в антилиберальном порыве Новый и Старый Свет.

Ключевая причина, почему такие перемены стали возможны — это иммиграция. Точнее — ее специфическая интерпретация, позволившая сконструировать мощный миф и сделать его козырем для правых политиков по всему миру. У которых могут быть бесконечно различные взгляды, например, на аборты, участие в международных коалициях или вмешательство в экономику, но антииммиграционная риторика звучит очень схоже что в Вашингтоне, что в Будапеште.

Современный консерватизм сильно увлекся популизмом и упрощением действительности в погоне за голосами синих воротничков и малообразованных слоев населения. Из-за этого правые акценты постепенно развернулись от рациональной «за» повестки (за преемственность традиций, укрепление институтов и т. д.) к эмоциональной «против» — против иммигрантов, геев, транссексуалов и других слабозащищенных групп. Так у западных правых возникли неожиданные союзники-«традиционалисты» вроде Владимира Путина, а иммигранты в их оптике стали, как в разные годы выражался Трамп, «отравителями крови нашей нации», пожирателями кошек и собак или людьми из «дерьмовых стран».

В ближайшие годы мы услышим еще не один десяток таких ярлыков, ведь они производят должный эффект на целевую аудиторию правых популистов, которая устала читать новостные заголовки об изнасиловании нелегальным мигрантом пятилетней девочки в Нью-Йорке или убийстве полицейского в Маннхайме беженцем из Афганистана. И на таком фоне «стена Трампа» или «генеральный план» немецких правых по перемещению миллионов людей — включая граждан Германии с иммигрантским прошлым — в Северную Африку, для многих превращаются из безумия в программу, за которую вполне можно проголосовать.

Вот только реализация подобных проектов будет или лишь частично-декоративная, чтобы ее можно было использовать в качестве имиджевого жеста — как ту же трамповскую стену на границе с Мексикей, в реальности совершенно бесполезную — или же она просто будет отложена в долгий ящик, то есть до следующих выборов. Потому что иммигрантов, а особенно нелегальных, консерваторы в глубине души обожают и всерьез сдерживать их потоки не стремятся.

И единственным последствием этих риторически-бюрократических войн с приезжающими за лучшей жизнью людьми станет снижение ее и так не феноменального качества, увеличение риска попадания в эксплуатируемое положение или даже рабство.