
Немецкие девушки во время круиза на борту «Вильгельма Густлоффа» в его первую жизнь — круизного лайнера, 1938 год
Фото: Wikipedia / архив НСДАП
История Второй мировой полна событий, которые описываются с виду как достижения, хотя ничего хорошего не несут. Самое кровопролитное сражение в истории, самая масштабная бомбардировка, самый смертоносный снайпер, самый результативный летчик-истребитель… В этом ряду стоит вспомнить и немецкий круизный лайнер «Вильгельм Густлофф».
Этот транспорт запомнился немцам и иностранцам не как крупнейшее или самое быстроходное судно своего времени. Корабелы рейха в принципе строили «Густлоффа» не ради каких-либо рекордов (тем более, связанных с войной), а исключительно для туристических путешествий. Но судьба уготовила ему совсем иную участь — как жертву кораблекрушения с наибольшим количеством человеческих смертей.
В 1930-е годы «Густлоффу» полагалось служить витриной германского национал-социализма, местом роскошного отдыха для простых тружеников рейха. А в итоге лайнер запомнился как символ бесчеловечности Второй мировой — причём в отношении той самой нации, которая эту войну и развязала.
Прусские уходят
В октябре 1944 года советские войска вступили в Восточную Пруссию. Линии Восточного фронта Второй мировой неумолимо подбирались к своей исходной точке — на территорию Третьего рейха.
Вход РККА на германские земли уже сам по себе бил по репутации гитлеровского руководства в глазах немцев. Панику среди населения усугубляли слухи о жестокостях, творимых советскими солдатами. Инцидент в прусской деревне Неммерсдорф, где при невыясненных обстоятельствах погибли до 30 гражданских, нацистская пропаганда использовала для создания образа «советских бестий», несущих смерть всему живому. Сотни тысяч жителей Восточной Пруссии мечтали лишь об одном — любой ценой вырваться на запад.
Лагерь для немецких беженцев на датском острове Обенро, февраль 1945 года
Фото: Bundesarchiv, Bild 183–1990–0927–501 / Krämer / CC-BY-SA 3.0
Ещё к осени 1944 в рейхе были готовы планы эвакуации жителей восточных провинций за Одер. Но местные власти, опасаясь выглядеть в глазах фюрера капитулянтами, всячески тормозили их реализацию. Оптимизм им внушали локальные успехи вермахта: периодически немецким солдатам удавалось остановить наступление советских войск и даже отбивать некоторые города. Со своей стороны гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох распорядился расстреливать гражданских лиц, пытавшихся покинуть регион без разрешения администрации.
Тем не менее, военно-политический расклад был очевиден уже всем — кроме разве что самого Гитлера и кучки наиболее отмороженных нацистов вроде того же Коха.
Вопрос стоял лишь в том, когда Красная армия накопит силы для финального удара. Это случилось в середине января 45-го, когда силы двух советских фронтов (2-го и 3-го Белорусских) начали Восточно-Прусскую операцию. Несмотря на отчаянное сопротивление немцев, красноармейцы взломали оборону противника и вскоре достигли Вислингского залива Балтики в районе Эльбинга (ныне — польский Элблонг), отрезав часть Восточной Пруссии с Кёнигсбергом (ныне — российский Калининград) от остального рейха.
После Курляндского котла на западе Латвии это было уже вторая крупная немецкая группировка, блокированная на берегу Балтийского моря. И на этот раз речь шла не только о войсках — помимо них в окружении оказались миллионы гражданских лиц.
Немецкие беженцы, 1945 год
Фото: Bundesarchiv, Bild 146–1985–021–09
И только когда крах Восточной Пруссии стал окончательно неизбежен, немецкое руководство запустило в действие операцию «Ганнибал», план эвакуации по морю жителей восточных провинции и военнослужащих. Командующий Кригсмарине Карл Дениц впоследствии писал в мемуарах:
«В Балтийском регионе эвакуация войск и беженцев теперь целиком легла на морской флот. Дороги по суше уже были перерезаны русскими. За период с 23 января до 8 мая 1945 года морем было эвакуировано 2 022 602 человека из Курляндии, Восточной и Западной Пруссии, Померании и Мекленбурга. Эвакуация велась под постоянными воздушными атаками англичан, американцев и русских, а также легких военных кораблей русских, причем по заминированным водам».
К эвакуации немцы, в числе прочих транспортов, привлекли 22 пассажирских лайнера, водоизмещением более 10 тысяч тонн каждый. Одним из таких судов и был «Вильгельм Густлофф», чья довоенная история также представляет особый интерес.