В Словению, на матч, похоронивший надежды российской сборной на участие в предстоящем Чемпионате мира по футболу, Дмитрий Медведев прилетел из Стокгольма, с саммита Россия – ЕС. Для того чтобы совершить подобный вояж между находящимися довольно далеко друг от друга странами не требуется предъявлять паспорт и получать визы. Однако гражданам России необходима виза, чтобы попасть в это не имеющее внутренних границ пространство. После заключения в 2006 г. соглашения об упрощении выдачи виз добиться желаемого результата в большинстве случаев не стало проще. Выматывающие нервы россиянам и сотрудникам посольств многочасовые очереди и бесконечные унижения несколько смягчило не официозное соглашение, а появление коммерческих визовых центров, зарабатывающих на желании людей увидеть мир или погостить у друзей и родных за рубежом. Вполне естественно, что действующий капиталистический механизм делает жизнь людей лучше. Чем больше у нас будет работающего капитализма, тем быстрее страны Европейского союза соблаговолят отказаться от визовых барьеров. Но хотелось бы уже знать, когда наступит это светлое завтра. В футболе задачи команды предельно ясны. О том, справилась ли она с этими задачами, свидетельствует счет на табло. В международной политике такая ясность встречается не часто. Что необходимо сделать России, чтобы избавиться от виз в отношениях с ЕС? Обеспечить обмен информацией между пограничными службами? Сделать все загранпаспорта биометрическими? Достичь уровня ВВП на душу населения, который демонстрируют ведущие страны ЕС (беднейших вроде уже обгоняем)? Или аннулировать российские паспорта жителей Абхазии и Южной Осетии? Последнее предположение не является таким уж преувеличением. По крайней мере, ЕС не готов пойти на введение безвизового режима с Россией раньше, чем такой режим у него появится с Грузией, чтобы ни в коем случае не предоставить жителям Абхазии и Южной Осетии больше прав, чем есть у грузин. На прошедшем 18 ноября саммите лидеры России и ЕС смогли лишь в очередной раз намекнуть, что не испытывают нежных чувств в отношении визового режима и были бы рады от него избавиться. Когда-нибудь. Россия с надеждой смотрит на внутренние перемены в Евросоюзе, который после вступления в силу Лиссабонского договора начнет действовать более согласованно и эффективно. Наверное. Когда всё утрясется. Россия и ЕС будут единым фронтом бороться с глобальным потеплением. Может быть. Если позже удастся договориться о деталях. В энергетике партнеры создают механизм раннего предупреждения о кризисах. Вот только о газовых кризисах последних лет все и так знали заранее – не помогло. На саммите подтверждено твердое намерение сторон заключить новое соглашение о сотрудничестве. Но далеко не сразу. С соглашением о сотрудничестве вряд ли что-то получится без членства России в ВТО. ЕС опять поддержал вступление России в эту организацию, опять ожидаемое оптимистичным российским руководством в следующем году. Впрочем, ожидание может с успехом продлиться еще 16 лет. Сравнение Шенгенской границы с «железным занавесом» уже превратилось в банальность. Но дело не только в паспортах и визах. Всё в большем количестве областей большинство европейских стран оказываются участниками единых пространств трансграничного взаимодействия. А Россия лишь планирует поучаствовать в этих пространствах. Когда-нибудь. На особых условиях. Оставаясь пока по другую сторону укрепляющейся европейской границы. Саммиты Россия-ЕС проходят раз в полгода. Уже ставился вопрос, что такой график, возможно, слишком интенсивен и не позволяет подготовить к каждой из встреч на высшем уровне достойный её пакет документов и решений. Саммиты с большинством ведущих стран мира ЕС проводит раз в год и готовится к ним более ответственно. Но проблема, наверное, не только, и не столько в регулярности. Возможно, результаты саммитов не должны выглядеть слишком пафосно. Малые шаги важны. Из них, как известно, складывается путь в тысячу миль. Но Россия и ЕС слишком часто выдают за малые шаги топтание на месте. Прямо как российская футбольная сборная.