Тот факт, что Россия оказалась на третьем месте по дороговизне шведско-нидерландской мебельной продукции, конечно, удручает, и «индекс IKEA» вынуждает сделать несколько неутешительных выводов о состоянии российской экономики. Одно дело – два первых места: Австралия и Япония (здесь все, конечно, в основном, сводится к транспортным расходам), и совсем другое – Россия на третьем. К сожалению, в России сложилась особая торговая система, когда путь от производителя до конечного покупателя оказывается чрезвычайно долог и тернист, и на каждом этапе от поставщика к поставщику, накручивается дополнительная стоимость, что, в итоге, приводит к совершенно неутешительному чеку. Если сравнить средний уровень зарплат в первой десятке «индекса IKEA» с российским, то картина получится еще более грустной. Считается нормальным, что чистая стоимость литра молока от российской буренки составляет, скажем, восемь рублей, а в супермаркете на ценнике мы видим почему-то тридцать три. И это, заметьте, российская продукция, чего уж тогда удивляться дороговизне импортных товаров. Кто виноват? С одной стороны, сами поставщики и производители с неприлично высокими аппетитами, которые умудряются закладывать маржу чуть ли не в три раза большую, чем это делают на Западе. С другой стороны, во многом такой нездоровый аппетит объясняется постоянными поборами, коррупцией, многочисленными нерыночными издержками, с которыми не может не столкнуться российский бизнес. В России постоянно возникает ситуация, когда одно и то же лекарство в одной аптеке стоит сто рублей, а в другой – двести пятьдесят. А цена за квадратный метр в Москве и Санкт-Петербурге оказывается такой же или даже выше, чем в европейских мегаполисах. А вот если посмотреть на небезызвестный «Индекс Биг-Мака», то можно подумать, что в России сложилась вполне здоровая рыночная ситуация. Да, действительно сэндвичи от McDonald’s продают гораздо дешевле, чем во многих европейских странах, с этим не поспоришь. Но, на самом деле, это свидетельствует лишь о том, что у McDonald's просто очень хорошо пошли дела в России, другие сети быстрого питания либо не прижились, либо приходят на российский рынок очень поздно (случай Burger King). Именно поэтому считаю, что «индекс IKEA» гораздо объективнее отражает российские реалии, хотя, разумеется, не могу не отметить: любой такой искусственный показатель – всегда повод для споров и сомнений в истинности результата. Привязка индекса к какой-то одной компании (будь то IKEA или McDonald's) заставляет вспомнить о региональной политике компаний, транспортных расходах, наличии и эффективности работы местных отделений и т.д. – все эти факторы в той или иной степени искажают конечный результат, и к нему следует относиться с изрядной долей скепсиса.