Президенты бывают «короткими», как Горбачев, и «долгими», как Путин. Хотя исполнилось полсрока пребывания Дмитрия Медведева в должности президента России, стратегическая заявка на «долгое президентство» озвучена им недавно, лишь осенью прошлого года – в статье «Россия, вперед!». Модернизация заявлена как приоритет, пришедший на смену приснопамятной «вертикали власти». Это уже сильная заявка на лидерство. Не надо забывать – сегодня по рейтингам доверия Медведев уже сравним с Путиным. А данные самого Путина на втором году его первого президентства (весной 2002 г.) были сильно ниже медведевских.

Итак в сравнительных цифрах Медведев крепчает, но с реальной поддержкой его дела не слишком блестящи. И как всегда на середине срока, уходят первые разочарованные. От Путина-2002 уходили пришедшие на зов гимна СССР, левые и коммунисты, а от Медведева-2010 наоборот, отшатнулась часть лояльных бюджетников и чиновничества. Социально второе опасней.

Что до внешней политики – здесь Медведев добился невероятных успехов. Будущее темно, но всю весну продолжается парад Медведева-триумфатора, от договора по СНВ с Обамой до газо-морского пакта с Януковичем и арктической сделки с Норвегией. Разрядка с Польшей, сближение с Евросоюзом и изоляция Саакашвили привели к новой ситуации в Восточной Европе. У европейской России нет ни врагов, ни серьезных противников. Мировые карты легли идеально, но их еще надо правильно разыграть.

Зато во внутренних делах целый узел проблем: экономическая отсталость, архаика в социальной жизни, глубокая деградация правоохранительных структур. Все это сдвинуть непросто. Медведев сталкивается с, я бы сказал. молчаливой и анонимной «контркоалицией» – с блоком «За отсталость!». Вслух никто не выступает против программы Медведева, идею модернизации поддерживают все. Но никто не хочет за это платить. И это можно понять: сложно требовать от тех же предпринимателей ярой поддержки, в условиях сохранения пресса правоохранительных структур. Чтобы создать коалицию будущего, Медведеву пора делать ясные предложения активным социальным группам. Такие же, какие получают инвесторы и иностранная профессура, которых зовут в инноград Сколково! Но кроме них, никто в стране конкретных предложений не слышал. А ведь в России масса новых групп, включенных в экономику. Средние города России сплошь за Медведева, но их никто никуда не звал и ничего не обещал. А об интеллигенции думают примерно так – «эти все равно от нас никуда не денутся». Одним словом, Медведев столкнулся с серьезнейшими проблемами еще на старте. Пожалуй, трудный старт даже хорошо, хуже было бы, если б тупик обрисовался позже, в год выборов.

Что нужно для того, чтобы заставить предпринимателей все-таки поверить в модернизацию? Ну как минимум, начать с ним разговаривать. «А поговорить?!» Не келейно с Вексельбергом и Дерипаской – в рамках общероссийской слышимости, на людях. Нам нужна открытость. Как только что сказал сам президент – нужна «не гласность, а свобода слова». Неприятно будет, конечно, выслушивать дерзости с телеэкрана, но без этого неприятностей станет еще больше. Вот свежий пример. Подлая имитация гласности, на наших глазах устроенная московской мэрией вокруг генплана Москвы, завершилась негласным принятием того самого, палаческого для столицы документа. Вот пример, как аппарат надувает и граждан, и президента-модернизатора. Терпеть такое свинство дальше невозможно, какие уж тут будут инновации? Если Медведев всерьез хочет инновационного будущего, без открытого конфликта с этой разбойной братией, со всеми вытекающими последствиями, никак не обойтись.

Приоритеты «вертикали власти» и «стабильности» сработали – страна стабильна, политический класс консолидирован. Недавние теракты в Москве не истеризовали, не пошатнули страну. Теперь надо дать ход новым людям, которые хотят работать и разговаривать человеческим языком, по-русски. На рабочем месте и в прямом эфире. Популисты опасны даже в стабильной Европе, – свежий пример Греция. Но их несложно отсечь. Респектабельная Россия вполне готова к государственному диалогу.

Модернизация – это не пропаганда на два оставшихся года до выборов. Твари, шипящие по кабинетам, пусть не надеются, что в 2012 «лозунг снимут». Никакой президент не захочет править отсталой Россией, опираясь на холуев. Кто бы ни стал президентом, новый стратегический курс – «медведевский курс» сохранится. Вот только не станет ли сам Медведев как политик жертвой разочарования общества? Риск есть, ведь это реальная борьба. Но Россия того стоит.