Ключевая идея книжки «Good Boss, Bad Boss», которая красной нитью проходит через всю книгу – это тезис, что лучшие начальники хорошо чувствуют, каково быть их подчиненным, и прекрасно осознают воздействие своих слов и поступков на окружающих. А худшие из начальников закрыты для контакта, устремлены внутрь себя, на свои собственные нужды и не видят и не понимают нужд других людей. Как я уже неоднократно писал: например, в этом посте в Harvard Business Review и в вышедшей на этой неделе статье в Financial Times «Как отличить блестящих руководителей от придурков», – если вы начальник, особенно влиятельный и успешный, то вы стоите перед серьезным риском: утратить связь с реальностью. Впрочем, как я опять же не раз писал, многие начальники хорошо осознают это и умеют избегать такого «опьянения властью» и связанного с ним недуга – «опьянения успехами». Я начал размышлять над этой проблемой в связи с вопросами Марка Фортье, который занимается пиаром моей книги «Good Boss, Bad Boss». Он спросил, есть ли простой и быстрый способ определить, хороший ты начальник или плохой. В этой связи я сразу вспомнил одну реально мучительную и долгую, на весь день затянувшуюся встречу с топ-менеджерами одной крупной компании. На протяжении встречи самый невыносимый ее участник (и самый высокий по статусу) говорил больше всех и постоянно перебивал окружающих. Как заметил мой коллега по университету: «Ты обратил внимание, что он вообще не задавал вопросов? Только говорил и говорил». Сформулирую выводы по результатам этого совещания, которые пришли мне в голову благодаря вопросу Марка. Если вы хотите быть хорошим начальником, вам нужно ответить себе на главный вопрос: каково это – работать на меня? Чтобы получить материал для ответа, возьмите с собой на встречу кого-нибудь, кому вы доверяете, и попросите его обратить внимание на три вещи. Или, еще проще (хотя и менее точно) – попытайтесь сами, без посторонней помощи, это понять: 1. Много ли вы говорите по сравнению с вашими подчиненными? Говорите ли вы слишком много, а слушаете слишком мало? 2. Как часто вы игнорируете людей, перебиваете их или говорите одновременно с ними, не слушая их? Перебить кого-то иногда, случайно – это нормально. Но если это происходит часто, то это знак, что вы на самом деле не слушаете других, не пытаетесь понять их идеи, почувствовать их эмоциональное состояние. А если вы часто говорите с кем-то одновременно, то вы обращаетесь с ними без должного уважения. 3. Когда вы говорите, чего больше в вашей речи: утверждений или вопросов? У нечувствительных, сосредоточенных на себе, недалеких начальников обычно жесткие и непоколебимые позиции, а себя они считают (осознанно или нет) самыми умными. Если вы только делаете утверждение за утверждением и при этом говорите больше всех в комнате, то вам сложно выяснить что-то новое для себя; таким образом вы не позволяете людям научить вас чему-то или поспорить с вашими тезисами. Хорошие начальники задают много вопросов, очень тщательно подбирают слова и следят за эмоциями других людей, а также меняют свое мнение и свои поступки в результате разговора. Иными словами, лучшие руководители, с одной стороны, имеют устойчивые мнения, но они внимательно слушают других, всегда учитывают, что могут ошибаться, и гибко меняют свои представления и курс действий, если понимают, что были в чем-то неправы. Этот подход (в «Good Boss, Bad Boss» я называю его «мудрым отношением») – еще одно преимущество тех боссов, которые стремятся быть на одной волне с подчиненными и всеми остальными – равными им, старшими по должности, потребителями или клиентами. Оригинал поста.