Выступление на конференции «Сабуровские чтения»:
Адекватен ли человеческий капитал российской экономики задачам ее переориентации на инновационный тип развития? Терминологически сложилось, что под затратами на человеческий капитал понимаются затраты на обучение и подготовку, и я буду употреблять это в узком смысле – инвестиции в человеческий капитал.
Вот эволюция средних накопленных лет образования на одного занятого. С 1995 до 2008 года эта величина увеличилась почти на целый год. Из чего она складывается? Этот прирост в основном обеспечен за счет пребывания в школе и в вузе. Распределение человеческого капитала неравномерно в различных группах: мужчины сильно проигрывают женщинам, работники частного сектора – госсектору, и т.д. Молодежь выигрывает у старшего поколения.
Средний российский рабочий проводит в системе образования 11,5 лет. Это феноменальный результат: многие страны были бы счастливы, если бы средний человек имел 11 лет образования. Посмотрим другие страны: единственная страна, которая выигрывает у России, это США. Несмотря на то, что Россия имеет более низкие экономические показатели развития. Все даже развитые страны пусть не сильно, но отстают от России.
По мнению работников, у чуть более половины фактическое образование соответствует требуемому. У четверти – выше, чем требуется на рабочем месте, и у одной пятой – ниже. Тем самым российская экономика несет издержки как от недоинвестирования, так и от переинвестирования в человеческий капитал. Всего 40% работников работали всегда по своей специальности, а 25% ни одного дня не работали по своей специальности.Только 30% работают по своей специальности сейчас.
Главное, что произошло – массовое обесценивание капитала, накопленного до переходного периода. Но мы видим, как в пореформенный период процесс накопления человеческого капитала шел ускоренными темпами. Норма отдачи на человеческий капитал резко выросла. Если в начале переходного периода она была 1–2%, сейчас выросла до 6–7% [в год]. Очень высока норма окупаемости инвестиций в инновационные формы ЧК. Но если человек имеет избыточное образование по отношению к той работе, что он имеет, – он теряет примерно 16% по сравнению с человеком, который имеет нужное образование.
Тем не менее, к середине века до 90% людей будут иметь то или иное третичное образование. А 2 работника из 3 будут иметь вузовское образование. Этот разрыв, который я описал, будет увеличиваться, и вместо экономики знаний у нас будет формироваться экономика невостребованных знаний.