Анатолий Чубайс демонстрирует Plastic Logic 100 в Московском планетарии. Фото: РИА-Новости
Я, как и большинство, не видел электронный учебник Plastic Logic 100 от «Роснано». Но, как и экскаваторщик Васильцов, который «осуждал не читая», хочу высказаться по этому поводу как лицо заинтересованное: как-никак двое детей ходят в школу, а третий пойдет учиться через 3 года. Ведь в том числе и для моих детей Анатолий Борисович разрабатывает это устройство. Сегодня в сети уже выложены обзоры учебника. Только ленивый не покритиковал Чубайса за дороговизну устройства. Но удивительно, что учителя хранят молчание, когда речь идет не просто о гаджете, пусть и разрабатываемом за госденьги, а об учебнике, который, несомненно, повлияет на образовательный процесс. Для такого класса устройств технические характеристики и цена – вторичны. Первична идеология разработки. У меня есть несколько вопросов к концепции электронного учебника в принципе. Во-первых, речь идет о мелкоформатном (10 дюймов) устройстве с монохромным экраном. То есть в эпоху великолепной полиграфии дети будут вынуждены читать «Правду» 80-х годов. Для учебника иллюстративный материал не менее важен, чем текстовый. Так зачем лишать детей цвета? Ради экономии бумаги? Другая проблема электронного учебника менее очевидна, но более актуальна. Вы знаете, по каким учебникам занимаются ваши дети? Сегодня это не проблема: берешь в руки учебник, и пролистав его, легко понимаешь, что он из себя представляет. Опять же, в том числе, по качеству полиграфии и иллюстративному материалу. Теперь представьте себе, что ваш ребенок принес домой устройство, в которое уже загружены все учебники. Только самые ответственные родители будут в состоянии прочитать их, ибо простое пролистывание тут не работает, а нужна вдумчивая работа с устройством, которое может за секунду пролистнуть лишь пару страниц. В итоге, вы узнаете, что было написано в учебнике, только после того, как Ваш ребенок ошарашит вас рассказом о том, что Сталин был выдающимся менеджером. На практике, электронные книги обычно готовятся менее аккуратно, чем бумажные, ведь в электронном виде халтура не так бросается в глаза. Наши обычные учебники пока, мягко говоря, далеки от идеала, а перевод их в электронный вид повернет прогресс вспять. Разработчики в качестве достоинства называют закрытость системы. То есть ученик не сможет ни удалить текст, ни загрузить другой. Соответственно, у устройства не будет интерфейсов для коммуникаций. Но тогда возникает вопрос, а в чем вообще смысл электронного учебника? Читалки и планшеты во многом уступают традиционным книгам, но эти недостатки с лихвой компенсируются дополнительными функциями: интеграцией со словарями, доступом в интернет, коммуникациями, синхронизацией данных. Учебник, лишенный этих свойств, превращается просто в устройство, с помощью которого «Большой Брат» загружает ребенку в мозг свою «прошивку». В современном мире навык работы с информацией и коммуникациями не менее важен, чем знание строения речного рака. Электронный учебник должен учить школьника работать с информацией, вести заметки, держать архив, презентовать результаты работы. И даже навык работы с поисковыми системами, почтой, социальными сетями, и «облачными» сервисами необходим школьнику. Поэтому роль компьютера в учебном процессе невозможно переоценить. Но идея электронного учебника в нынешнем виде отбрасывает нас в прошлое. Лучше раздать школьникам ноутбуки.