В рамках проекта Knowledge Stream в центре Digital October прошла лекция португальского дизайнера Жозе Торреса «Брендинг территорий». Торрес – создатель компании Bloom Consulting, специализирующейся на брендинге государств. Среди клиентов компании – правительства Испании, Португалии, Болгарии, Латвии и Польши. Чем именно занимается Bloom Consulting? Slon публикует фрагменты лекции.
Брендинг стран – что это значит? По сути, речь о том, что иностранцы думают о вашей стране. Насколько это может быть важно для вас? Восприятие страны в целом может помочь привлечь туристов, инвестиции, таланты и многие другие вещи. Это восприятие имеет экономическую ценность. Представьте, что вы инвестор и у вас есть бюджет, скажем, в десять миллионов евро. Вы хотите вложить деньги в IT-компанию, и перед вами список компаний из разных стран, которые пытаются убедить вас в том, чтобы вы вложили деньги именно в них. Вам нужно принять решение, куда же инвестировать. Одна из IT-компаний из Германии, другая – из Португалии. В какую из них вы вложите деньги при прочих примерно одинаковых условиях? Скорее всего ваше решение будет базироваться на бренде страны. Несмотря на то что данная португальская компания может быть лучше, чем данная немецкая, ваше представление об этих странах в целом, о том, что в них происходило на протяжении предыдущих лет, заставит вас выбрать Германию. Конечно, это влияет на экономику.
Как осуществляется брендинг страны или города?
Страны вынуждены заниматься брендингом, потому что сегодня больше нет передовых рубежей с точки зрения инвестиций – есть немецкие компании, которые инвестируют в Китай, и китайские компании, инвестирующие в Бразилию. Вы можете ездить по всему миру; благодаря низкому визовому барьеру территории становятся активами, которые приглашают социальное богатство и богатство в целом. Поэтому их имидж и является частью этого актива. Все лидеры стран пытаются создать то, что мы называем стратегией позиционирования страны. Очень часто мы наблюдаем, что страны пытаются коммуницировать с нами, используя рекламу, логотипы, слоганы и так далее. Они улучшают свой имидж в дипломатическом смысле, стараются донести некий культурный месседж, однако стоит помнить о том, чего именно вы хотите добиться, в чем ваша цель. Если вы хотите позиционировать свою страну как инвестиционно привлекательную, вам необходимо демонстрировать продуктивность, серьезность и заинтересованность потенциальных работников. Но если вам важно привлечь туристов, то демонстрация продуктивности и серьезности вашего населения будет последним, что вам нужно показывать, – при таком раскладе туристы никогда к вам не приедут. Они не захотят отдыхать в стране, где все только и делают, что работают. Но если вы начнете позиционировать свою страну как место, где можно круглыми сутками развлекаться и приятно проводить время, то не сможете привлечь инвестора. Поэтому вам необходимо определиться со своими целями – мы обычно называем этот выбор «подходом три Т»: вы ставите на что-то одно – на торговлю, туризм или таланты. Бренд страны неизбежно либо привлекает, либо отталкивает. У России сейчас все не так уж плохо. Мы работаем с двумя системами рейтингов: в одном из них Россия находится сейчас на 10-м месте (рейтинг по инвестициям и торговле), в другом – на 20-м (с точки зрения туристической привлекательности).Каким образом создается брендинговая стратегия страны или города?
Я приведу пример того, как мы создали новое привлекательное место в Бразилии. Рядом с городом Белу-Оризонти, в нем живет примерно два миллиона человек, был построен новый город, Fashion City. Это уникальный случай: мы смогли создать стратегию брендинга еще до того, как город был построен. Все, что мы разработали, повлияло на архитектуру, на инфраструктуру города. Мы попытались придумать некое удивительное место и создать ему такой имидж, чтобы, услышав его название, люди генерировали самые лучшие эмоции. Есть девять факторов для того, чтобы место воспринималось как привлекательное. Среди них есть важные и обязательные. Итак, важные:- место должно быть безопасным и политически стабильным;
- иметь хорошую инфраструктуру;
- иметь развитую транспортную сеть;
- предлагать качественные услуги.
- быть известным;,
- вызывать определенные положительные ассоциации;
- быть любимым;
- предлагать некие уникальные вещи, феномены;
- заочное восприятие места обязано соответствовать реальности; столкновение с реальностью не должно разочаровывать.