Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

До 2020 года РЖД понадобятся 4,1 трлн рублей инвестиций, следует из ее пресс-релиза. Из этой суммы почти 1,4 трлн должны пойти на повышение пропускной способности железнодорожной инфраструктуры. Откуда монополии взять такие деньги? А, например, повысить тарифы для грузоотправителей на дополнительные 4% с 2013 года (так называемая «инвестсоставляющая»), предложил на коллегии Минстранса старший вице-президент компании Вадим Морозов. Нехватка средств – обычная жалоба госкомпании: до этого она сообщала, что ей не хватает как минимум 400 млрд рублей до 2015 года для «расшивки узких мест» в инфраструктуре. Slon решил спросить, насколько эти цифры соизмеримы с реальными потребностями монополии и российской экономики в инфраструктурных инвестициях, а также, где можно взять такие деньги, у директора департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБК Игоря Николаева.

«Проблемы создали не столько РЖД, сколько государство. Пропускная способность ввиду неразвитости инфраструктуры не позволяет поддерживать экономический рост. Встает вопрос: почему государство не вкладывало в инфраструктуру деньги? Это все-таки 100%-но государственное акционерное общество. Инфраструктура вообще дело государственное. Почему мы складывали деньги сначала в Стабилизационный, потом в Резервный фонд? А потом получается, что туда, куда нужно было вкладывать деньги, не вкладывали, а теперь предлагают всем грузоотправителям скинуться. «Вам надо возить? Ну, тогда дайте деньги, мы вам модернизируем инфраструктуру: где вторые пути построим, где еще что-то». Это я по поводу 4%-ной инвестсоставляющей. Потребность в инвестициях, безусловно, есть, но она возникла в таких объемах из-за недальновидной политики как правительствам в целом, так и из-за просчетов РЖД.

Я считаю, что предложенный РЖД объем инвестиций – завышенный. Здесь РЖД поступают по принципу «проси больше – дадут меньше». Реально нужно, допустим, дополнительно не 400 млрд до 2015 года, которые не могут сами найти, а 200. Это еще из советской экономики идет, а это же государственная компания.

Нужно еще учитывать, что у государства просто не будет таких возможностей. Государство взяло на себя обязательства социального характера очень большие, повышало пенсии, пособия. Сейчас, накануне выборов, мы все слышали обещания в два раза поднять зарплаты учителям… Социальные обещания всегда будут на первом месте, потому что это лояльность власти, это социальное спокойствие.

Почему субъекты экономики должны сбрасываться [на проблемы РЖД]? Таким способом мы будем только гасить экономический рост. Бюджет от торможения экономического роста недополучит гораздо больше, чем он мог бы предоставить в виде госгарантий. Меньшее зло – пускай РЖД занимают деньги под гарантии государства и в меньшем объеме [чем они предлагают]».