В Москве, в Российской академии народного хозяйства и госслужбы, проходит конференция «Столыпинские чтения. Пути модернизации России: от Столыпина к современности», посвященнная 150-летию Петра Столыпина. Поздравление участникам «Столыпинских чтений» прислал Владимир Путин, на открытии выступил вице-премьер
Владислав Сурков, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, посол России на Украине Михаил Зурабов и другие. О том, почему в общем-то академическое мероприятие привлекает такое количество высших государственных лиц, можно догадаться, послушав текст выступления Владислава Суркова. Он напоминает, что Столыпин просил о 20 спокойных годах для России, чтобы изменить (читай, «модернизировать») ее, и говорит, что сегодня тоже нужны эти 20 лет, «из них 10 мы уже получили». Непонятно, однако, примеряет ли роль Петра Аркадьевича Владислав Юрьевич на себя или, следуя государственной иерархии, считает современным Столыпиным Путина.
Владислав Сурков: Фигура Столыпина, выдающегося нашего государстванного деятеля, достаточно противоречива, как противоречивы и оценки его деятельности. Я думаю, что в этом нет никакой проблемы, мне, вообще, кажется, все люди противоречивы. Мне кажется, сама человеческая деятельность, природа ее, когда люди действуют в реальных условиях, всегда приводит к внутренним противоречиям, которые не могут не смущать, и должны, наоборот, возбуждать наш интерес.
Не далее как в субботу мы все отмечали юбилей, 150 лет со дня рождения Петра Аркадьевича. Я лично отношусь к этой фигуре с огромным уважением. В том, что фигура Столыпина избрана как некоторый образец для подражания и мы пытаемся сделать эту фигуру знаковой для современных российских государственных деятелей, есть что-то, чтобы мы могли чему-то научиться. На мой взгляд, главное, что было в этом человеке, – это огромное желание сделать абсолютно необходимые для страны преобразования, не разрывая живую ткань национального сознания. Реформы в нашей стране часто приводили к сотрясанию всего национального, и из нас пытались сделать другой народ и не считались с тем, что у России, у российской нации, есть свои культурные корни, свой характер, сложный, но свой. И попытка отказаться от собственных традиций и собственных мироощущений обычно приводила к нарушению истории. В Столыпине было сочетания, как отметил Струве, что он был «консерватором по мироощущению, либералом по экономической программе и революционером по методам действия». Я сказал бы, это очень сложная характеристика, почти несовместимая. Но на самом деле она отражает правильный подход. Если отказаться от революционного темпа преобразований или либеральных целей, то все эти отказы приведут к нарушению задач. На мой взгляд, это уважение традиций собственной страны, уважение к характеру народа, и в то же время – интерес свершить преобразования, главное, мужественно. И поэтому его многие не понимали: он был чужой для либералов, для консерваторов, для революционеров. Он не хотел революции, но он подавлял ее.
Также знаем, что Россия по-прежнему уязвима. На этом историческом витке мы сможем преодолеть эти негативные явления. Стал ли Столыпин в итоге успешным, трудно сказать. Говорят, он подавил революцию – но революция свершилась достаточно быстро, его быстро настиг революционный террор. Он начал аграрную реформу, но не успел завершить ее.
Он просил у судьбы, бога, народа 20 лет спокойного развития, чтобы Россия стала великой, – он не получил эти 20 лет.
Мне кажется, сегодня, когда мы обсуждаем «Программу 2020», мы просим вот эти 20 лет для России. Нам нужно время. Всего 20 лет. Из них десять мы уже получили. Осталось еще десять. Сможем ли мы справиться с этой задачей? – я надеюсь, что мы сможем, справимся.
Главный образец, главное – в его мировоззоении, единственно возможное для реформатора в России. Второе – вечный пример беззаветного личного служения. Человек, который шел до конца в своих убеждениях, хотя в одиночестве противостоять очень сложно. Он человек беззаветного, в самом высоком смысле этого слова, служения своей стране. Поэтому я очень надеюсь, что как бы мы ни обсуждали фигуру этого человека, кто-то скептически, – любой разговор об этом человеке будет полезен России, потому что он будет напоминать об образце поведения – очень четкой и высокой гражданской позиции. Именно противоречивость фигуры Петра Столыпина сделает разговор о нем бесконечным.