Фото ИТАР-ТАСС/ Марина Лысцева

Вчера стали известны результаты неофициального эксперимента, который провели российские специалисты. Используя специальный тренажер, они несколько раз «пролетели» последний маршрут разбившегося Superjet и пришли к выводу, что причиной катастрофы стала ошибка экипажа: «В ходе эксперимента пилоты моделировали различные аварийные ситуации и пришли к выводу, что ни одна из них не могла привести к таким последствиям [кроме ошибки пилотирования]».

Результат предсказуемый. Мне с трудом удается вспомнить хоть одну громкую аварию с участием российских самолетов, в которой не обвинили бы в результате экипаж (кроме терактов). Официальные данные Межгосударственного авиационного комитета (МАК) – более 85% авиакатастроф в странах СНГ связаны с ошибкой летного состава. При этом львиная доля катастроф приходится на Россию. Может быть, это нормальное явление в современном мире, где техника почти совершенна, а человек остается слабым звеном? Не совсем.

Международная статистика говорит нам о том, что во всем мире из-за ошибок летного состава случается только половина катастроф. Эта цифра уже включает случаи, когда аварийная ситуация была спровоцирована погодой или неадекватной работой оборудования, но в катастрофу превратилась из-за неправильной реакции экипажа. Итак, в мире – 50%, у нас – больше 85%.

Из всех стран мира к России ближе всего по этому показателю, как ни странно, США. Но этому есть логичное объяснение. В Штатах почти 600 000 действующих пилотов, и большая их часть – не те, кто управляет большими коммерческими лайнерами, а пилоты-любители со своими маленькими самолетами. Так уж вышло, что в США сложилась уникальная ситуация: в силу законодательных, экономических и географических особенностей полеты на собственном самолете доступны и нужны многим (в России же – хотя бы из-за законодательства – почти никому). Естественно, пилоты-любители куда менее опытны и куда более беспечны, чем профессионалы, – отсюда и цифра в 78% катастроф, причиной которых стали действия пилотов в США. Но даже эта цифра, за которую ответственны не очень ответственные любители, не дотягивает до показателей профессиональных пилотов в России.

Неужели у нас такие отвратительные пилоты и такая надежная техника? Если верить нашим официальным лицам, то да. Доходит до смешного. Самолет Ту-134 у нас любят называть самым надежным в мире из-за того, что он якобы не потерпел ни одной аварии по техническим причинам. При этом катастроф с его участием было около 70, в списке самых «катастрофичных» самолетов мира (ранжированы по количеству пройденных километров на одну аварию) он стоит на 6 месте (Ту-154 – на третьем, а Ил-76 – на втором). Никто не спорит, что Ту-134 был отличной машиной в свое время (1960–1970-е годы). Но, свалить все 70 катастроф на экипаж и назвать его самым надежным самолетом в истории?

Конечно, мы не можем провести повторные расследования и доказать, что не все катастрофы, на самом деле, на совести экипажа. Все, что у нас есть, – это официальные данные и здравый смысл. И одно явно противоречит другому. Мы все знаем, насколько безответственно некоторые российские компании относятся к эксплуатации своего парка самолетов. И мы знаем, что в среднем возраст российских гражданских самолетов – 21 год. Для коммерческих авиакомпаний США этот показатель – в среднем, 11 лет. Для европейских – 10-15. И все-таки у нас, в отличие от остального мира, во всем виноваты пилоты, а не старая техника или наземные службы. Ведь если виноват погибший экипаж, жизнь всех остальных становится легче. Не нужно заводить уголовные дела на поставщиков негодных комплектующих и на тех, кто заливает некондиционное топливо. Не нужно перетряхивать всю авиационную отрасль и беспокоить уважаемых людей. И уж тем более не надо срывать международные контракты.

Я не знаю, из-за чего случилась катастрофа в Индонезии, и никто пока не знает. Может, из-за погоды (а она там коварная – Superjet стал далеко не первой жертвой тех гор), может, из-за техники (у самолета уже были отмечены проблемы с двигателями), может, из-за экипажа. Но почти наверняка официально огласят именно последний вариант. Утечками о всяких «неофициальных экспертизах» нас уже к этому готовят. Ведь Superjet – это надежда российского авиапрома, на которую уже потратили огромное количество денег. А сколько сил и средств потрачено на проталкивание его на рынки России и зарубежных стран! Признать, что он опасен, было бы катастрофой. Признать, что опасен был его пилот, – неприятно, но не смертельно. Да, Александр Яблонцев был одним из лучших летчиков-испытателей. Да, он был еще в «бурановском отряде» – должен был пилотировать советский крылатый космический корабль. Но, ведь, случаются и у таких людей ошибки. Главное – самолет-то надежный, не хуже Ту-134.