ИТАР-ТАСС/ Митя Алешковский

Правительство может вернуться к механизму господдержки для обслуживания банковских кредитов статегических предприятий, введенному в кризисные 2008-2009 гг. – так, сегодня «Ведомостям» стало известно, что за поддержкой к правительству в объеме 30 млрд руб. через Минпром обратился Челябинский трубопрокатный завод, а в перспективе за такой поддержкой ввиду неблагоприятной рыночной ситуации могут обратится и другие предприятия государственного значения.

В связи с этими новостями Сергей Алексашенко, член совета директоров Объединенной Авиастроительной Корпорации (ОАК), проектировавшей Sukhoi Superjet 100, вынес мусор из избы и рассказал про особенности работы этой госкорпорации в своем блоге. По мнению Алексашенко, госпредприятия часто шантажируют правительство ростом социальной напряженности, чтобы выпрашивать кредиты и продолжать прожигать госфинансирование, ничего не делая, и такой подход к решению проблем очень типичен для той части российского бизнеса, которая пользуется особым расположением государства.

Подобный способ управления Алексашенко обозначил фразеологизмом «Погнать зайца вправо», – он утверждает, что такую фразу он часто слышал от менеджеров ОАК-а, и обращение к правительству со стороны ЧТПЗ и других есть ни что иное, как такой «загон зайца», – крайне неэффективный методы работы национальной авиастроительной компании, вызванные стремлением ее руководителей избежать ответственности и сохранить свой пост во что бы то ни было, даже с ущербом для самой компании.

«Этот подход к зайцу широко распространен в российской экономике и бюрократии. Очередным примером стало обращение Челябинского трубного о предоставлении госгарантии по кредитам. Кредиты нужны уже не на развитие, а, главным образом, на расплату по старым долгам, которые возникли до кризиса 2008-го года, потом были реструктурированы/пролонгированы в надежде на светлое будущее. Но, вот, будущее пришло и оказалось не очень-то и светлым. Цены на нефть вновь падают, Китай так и не собрался покупать российский газ по безумным ценам, выставляемым нашим национальным достоянием, новых заказов нет, а по долгам расплачиваться время пришло. А по миру идти, ой как, не хочется!

Тут самое время вспомнить про зайца! Бежим в правительство, договариваемся (по известным правилам) о госгарантии для пролонгирования/рефинансирования кредита, и заяц помчался вправо! Поскольку понятно, что экономическая ситуация принципиально не улучшится, то владельцы этого предприятия могут смело загружать его новыми долгами, которые известным образом трансформируются в отток капитала, а когда придет время погашения, то выяснится, что чистых активов у предприятия уже нет, а во избежание «роста социальной напряженности в регионе» собственником этого завода сделают или какой-нибудь госбанк, или госкорпорацию. Естественно, для этого нужно будет выделить несколько десятков миллиардов бюджетных рублей, но у этих рублей будут совсем другие, правильные получатели».

Сам Алексашенко настаивает, что пробыв на посту члена совета директоров два года он к управлению компанией доступа не имел, и что директива о том, чтобы совет директоров не допустил его переизбрания, была подписана в правительстве.